{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
в случае смерти близких
обязательно надевали их — «печалились» (Мас-лова, 1963). Шушка —
рубахообраз-ная белая полушерстяная одежда (рис. 24), сохранявшаяся в девичьем
костюме Скопинского у. Рязанской губ. (надевалась поверх рубахи, с поясом),
служила также погребальной и траурной одеждой для девушек и старух. Характерный способ
ношения одежды (в знак траура) — накидывание
ее на голову. В Рязанской губ. в начале XX в. сохранялось несколько видов такой одежды. Код-ман
— одежда туникообразного прямого покроя (рис. 24, б) из черной тонкой
домотканой шерстяной материи; рукава его не сшивали в нижней части, а
ворот не прорезали. Женщины носили его как плащ (накидывая на голову) до
шести недель после смерти кого-либо в семье (Лебедева Н. И., 1929,21-22);
обычно же, если его надевали, то только старые женщины в ненастье. Пониток (или
чекмень) из Михайловского у. другого покроя — сильно расклешенный (в
распластанном виде образует полукруг), с длинными рукавами, сшитый
из темной шерстяной домотканой материи; в
«горе» женщины накидывали его на голову (рис. 25).
Одежда
в похоронных играх
В
трудах, посвященных сложным и интересным обычаям игровых похоронных действий,
слабо или совсем не освещается одежда участников
игр. В ряде мест Украины, особенно у бойков
и гуцулов, проводились в конце XIX—начале XX в.
похоронные игры, восходящие в древней общеславянской
погребальной обрядности в виде общественного
собрания около умершего, сопровождавшегося хмельным питьем
и носившим оргийный характер. Принято было при покойнике веселиться: играть
на сопелках, трембитах и других инструментах, петь,
рассказывать анекдоты, сказки, играть в карты и разыгрывать
драматические действа. Этот комплекс обрядов был направлен на противодействие
губительному действию смертоносной силы и вместе с тем на обеспечение помощи
умершего живым {Белецкая, 1978, 151).
Игры, разнообразные по своей тематике, связаны были с переодеванием —
ряжением и оригинальными атрибутами. 3. Кузеля описал более ста разных игр, но,
к сожалению, одежде участников игр почти не уделено внимания. Немалое место в
играх занимало изображение смерти, румын, болгар {Во$а1угеу, 1926, 219).
Эротические мотивы выражали идею плодородия и, видимо, неслучайно в нарядах
деда, бабы и других персонажей большое значение имели солома, а также гуня,
соответствовавшая вывернутом}? кожуху или шубе у других восточнославянских
групп. вивальная бабка развязывала на себе фартук и вешала его на плечи роженицы,
так это практиковалось у белорусов {Лебедева
Н. И., 1930). В Черниговской губ.
муж развязывал воротник у
рубахи и пояс штанов. Все девушки в семье распускали
косы {Карский, 1916, 209). В обычае было при родах зажигать венчальные
свечи, пить воду через венчальный перстень или из лаптя. Большое значение
придавалось поясу: расстилали красный пояс, через который роженица должна была
перешагнуть {Чубинский, 1811, 4). Стремились
достать пояс священника, которым он
опоясывался во время богослужения, им
опоясывали роженицу или клали ей на живот. Роды якобы облегчались,
если открыть печной заслон, дверь,
сундук, шкаф, царские врата (в церкви), или сломать
какую-нибудь преграду. Эти действия, как и развязывание
узлов на одежде, были основаны на представлении, что
подобное вызывает подобное: раскрытие, развязывание,
распускание как бы содействовало уничтожению преград к
выходу ребенка. Как правило, брались предметы, которым
приписывалась особая (как бы
магическая) сила — это предметы, бывшие в употреблении при
богослужении: венчальные свечи, перстень, пояс священника и т. д.
|