{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
. помимо помощи
при родах, совершала различные магические акты,
якобы отгонявшие от ребенка и роженицы болезни,
призывавшие благополучие и плодородие семье 13. В
Пермской губ. (по данным середины XIX в.) бабка вскоре после рождения младенца
брала его в руки и
нагая (с нагим ребенком, хотя бы это было зимою)
обходила баню, произнося
заговор, чтоб
у него исчезли «. . .зыки и
рыки и дневные и нощ-ные», т. е., чтобы ребенок был спокоен (Зеленин,
1916, 1002). Более поздних
записей (конца ^Х1Х—начала XX в.) об этом обычае не обнаружено. Возможно, что
он уже не выполнялся. Обращает на себя внимание совершение этого действия без
одежды, что, как будет
видно из следующей главы, практиковалось и
в других, особенно аграрных обрядах (см. гл. III).
Родильница дарила бабке рушник, полотно, хлеб, водку;
часты упоминания о дарении головного убора: наметки, чепца, очипка. Подарок
обычно подносился во время угощения бабиной кашей. Так, в Калужской губ. роженица
на крестины дарила бабушке-повитухе три аршина холста — «кашу накрывать»;
бабушка подавала кашу, накрытую подаренным холстом, на который хозяева и
гости _кпали деньги (Шереметева, 1925, 21). У белорусов родильница
дарила бабке наметку или ситец на юбку, во что она сейчас же наряжалась,
подпрыгивала, приговаривая: «Ради, боже, у моего унучку жита, пшеницу и усякую
пашни-цу. . .» желая также хозяйке стольких деток, сколько сучков в хате
(Гомельский у.). По другому варианту (Мстиславский у.) бабка, получив от
родильницы наметку (и большую булку), завязывала ею го-
невесты изготовляла ее крестная мать и дарила ей в день
свадьбы (Грин-кова, 1936, 29).
Мех, шуба
Немалую
роль в обычаях, связанных с новорожденным, у всех трех народов играли мех или
меховая одежда. Перед крещением младенца
клали в переднем углу избы на разостланную вверх волосом шубу, положив рядом
хлеб-соль и обсыпав ребенка хмелем (Рязанская губ.; Мансуров, 1930, 9;
Харьковская губ., Иванов, 1897, 29). Окрещенного ребенка клали на
разостланном кожухе в красный угол в покути
(Черниговская губ., Абрамов, 1905, 537; Тульская губ., Успенский,
1895, 75). У белорусов на жмуринки ребенка клали на
разостланный кожух или же застилали стол
шубой, на которую ставили воду (с овсом) для омовения ребенка (Романов,
1912, 329). Как уже отмечалось,
ребенка впервые стригли, посадив на овчину или шубу.
Бабушка-повитуха подавала на стол горшок каши, обернутый в меховую
шапку и при этом говорила: Шапка-малахай,
А ты, родильница, В год еще натряхай!
Символика меха, меховой
шубы и в этих обрядах означает пожелание довольства
и плодовитости в . семье. Восточнославянский земледельческий календарь сформировался на основе
трудовой практики крестьян. Опыт земледельца дополнялся обрядами,
представляющими сложный синкретический комплекс. Приурочение
аграрно-скотоводческих обычаев, обрядов, праздников к датам православного
календаря не исключало сохранения (иногда в пережиточной форме) древних
элементов магии, культа предков и т. д.
|