{::Введение ::}

Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах

На мужчин одевали балахон или кафтан, сшитый с клиньями от талии (или со сборами), служивший в жизни только моленной одеждой. В мужской погребальной одежде кержаков Перм­ской губ. сохранялась рубаха-ко­соворотка с разрезом на правой сто­роне, как это было -принято в ста­ринных венчальных рубахах этого региона, а не на левой, как стали носить впоследствии (рис. 20, в, г). В смерётной мужской и женской одежде семейских Забайкалья со­хранились старинный покрой и формы головных уборов (Маслова. 1975, 50, 53).

Для погребальной одежды харак­терны  такие  эпитеты,  как  «новая», «праздничная», «лучшая». На покой­ника одевали самую лучшую одежду и лапти (Романов, 1912,  527): жен­щин клали в нарядном, иногда шел­ковом сарафане  (Шереметева,  1929, 43); покойника убирали" в парадное платье   (Жаткович,   1896,   22—26); у гуцулов заботились, чтоб тело умер­шего   ...  «файно  та ниншо   спочи- -вало». . . чтоб . . .«файний   та  пиш-ний   був   на   том   свт»   (Шухевич, 1902, 242).

Обмыть и обрядить умершего хо­зяина звали кого-нибудь из деревни: наряжать мог всякий, но не близкий родственник (Ленчевский, 1899, 74). Были и специальные люди, которые занимались обмыванием и одеванием покойников. Во Владимирской губ. такой человек назывался умываль­ник, наряжалышк, скутальник (3 а-войко, 1904, 93). Голыми руками покойника не трогали. Мыли овечьей шерстью (Маслова, 1949). Если че­ловек умер от заразной болезни, одевали рукавицы (Иваниикий, 1890, 115). У карелов покойника брали обя­зательно в рукавицах (Барсов, 1873. 302).

Чтобы снять с умершего рубашку, раздирали надвое — «деруть ввд па­зухи аж до долини» (Чубинский, 1877, 699). Если она была неплохой, то, выстирав ее, вывешивали на шесть недель («не шевелили» ее), а потом отдавали кому-нибудь на помин (Виноградов Г., 1918, 27). Мужчинам одевали рубаху, штаны; женщинам — рубаху и одежду, но­сившуюся в данном регионе (сара­фан, поневу, сподшщу и т. д. См. Приложение). У русских женщинам передник не одевали (Калужская губ.; Елеонская, 1912, 152; Олонец­кая губ.; Дурасов, 1979). У украинцев в состав женской одежды входила запаска, выполнявшая функцию пе­редника,  а у белорусов — хвартух.

На умершем воротник рубахи надо , было оставить расстегнутым, если суп­руг хотел вступить во второй брак. Для этой же цели покойника пере­поясывали красным поясом и трижды перебегали дорогу (Бенъковский, 1896, 252—253).  На  Украине  иногда  хоронили женщин в «каптанах» с чер­вонными    лацканами.    Это    объяс­няется тем, что раньше в них  вен­чались (Червяк, 1927, 116). Мужчин и женщин обязательно подпоясывали; иногда  подвязывали   рубаху   у  во­рота и запястий. Пояс был важной составной частью одежды; даже ре­бенка хоронили обязательно в под­поясанной   рубашечке    (Чубинский, 1877, 700). Иногда пояс укладывали


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Agam Berry