{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
На мужчин одевали балахон или кафтан, сшитый с клиньями от
талии (или со сборами), служивший в жизни только моленной одеждой. В мужской
погребальной одежде кержаков Пермской губ. сохранялась рубаха-косоворотка с
разрезом на правой стороне, как это было -принято в старинных венчальных
рубахах этого региона, а не на левой, как стали носить впоследствии (рис. 20, в,
г). В смерётной мужской и женской одежде семейских Забайкалья сохранились
старинный покрой и формы головных уборов (Маслова. 1975, 50, 53).
Для
погребальной одежды характерны такие эпитеты, как
«новая», «праздничная», «лучшая». На покойника одевали самую лучшую одежду и
лапти (Романов, 1912, 527): женщин клали в нарядном, иногда шелковом
сарафане (Шереметева, 1929, 43); покойника убирали" в
парадное платье (Жаткович, 1896,
22—26); у гуцулов заботились, чтоб тело умершего ...
«файно та ниншо спочи- -вало». . . чтоб . .
.«файний та пиш-ний був
на том свт» (Шухевич, 1902, 242).
Обмыть и обрядить умершего хозяина звали кого-нибудь
из деревни: наряжать мог всякий, но не близкий родственник (Ленчевский, 1899,
74). Были и специальные люди, которые занимались обмыванием и одеванием
покойников. Во Владимирской губ. такой человек назывался умывальник,
наряжалышк, скутальник (3 а-войко, 1904, 93). Голыми руками покойника не
трогали. Мыли овечьей шерстью (Маслова, 1949). Если человек умер от
заразной болезни, одевали рукавицы (Иваниикий, 1890, 115). У карелов
покойника брали обязательно в рукавицах (Барсов, 1873. 302).
Чтобы снять с умершего рубашку, раздирали надвое — «деруть
ввд пазухи аж до долини» (Чубинский, 1877, 699). Если она была неплохой,
то, выстирав ее, вывешивали на шесть недель («не шевелили» ее), а потом
отдавали кому-нибудь на помин (Виноградов Г., 1918, 27). Мужчинам
одевали рубаху, штаны; женщинам — рубаху и одежду, носившуюся в данном регионе
(сарафан, поневу, сподшщу и т. д. См. Приложение). У русских женщинам передник
не одевали (Калужская губ.; Елеонская, 1912, 152; Олонецкая губ.; Дурасов,
1979). У украинцев в состав женской одежды входила запаска, выполнявшая
функцию передника, а у белорусов — хвартух.
На умершем
воротник рубахи надо , было оставить расстегнутым, если супруг хотел вступить
во второй брак. Для этой же цели покойника перепоясывали красным поясом и
трижды перебегали дорогу (Бенъковский, 1896, 252—253). На
Украине иногда хоронили женщин в «каптанах» с червонными
лацканами. Это объясняется тем, что раньше
в них венчались (Червяк, 1927, 116). Мужчин и женщин обязательно
подпоясывали; иногда подвязывали рубаху у
ворота и запястий. Пояс был важной составной частью одежды; даже ребенка
хоронили обязательно в подпоясанной рубашечке (Чубинский,
1877, 700). Иногда пояс укладывали
|