{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
Курской губ., которые не свивали в саван умерших,
в противоположность соседним русским (Зеленин, 1915, 663).
Вероятно,
значение савана как замены верхней одежды — явление. Древнее. Но, по данным конца XIX — начала XX в., в ряде мест одевали и
верхнюю одежду. Так, например^ в Вологодской губ. одевали сначала верхнюю одежду — «оболочку», а потом уже
— саван (Иваницкий, 1890, 115). В украинских материалах о погребальных
обрядах нередко упоминаются свитка, жупан, корсетка, киптарь и т. д.
На
Европейском Севере специфической частью погребального комплекса
одежды мужчин и женщин был куколь — род мешкообразного головного убора из холста, который одевался под
саван (рис. 22). О погребальной одежде говорится в причитаниях, распространенных в XIX— начале XX в. в восточнославянской
погребальной обрядности: Босыми
никогда не хоронили. Обували в чулки, башмаки, чаще всего сшитые из сукна,
холста или завертывали ноги в ткань или же обертывали онучами и одевали
лапти. Последнее было особенно распространено в центральных русских губерниях
и у белорусов. Крестьяне, придерживавшиеся старины, вне зависимости от
состоятельности, одевали умершему новые лапти. ' Обували лапти даже тогда,
когда при жизни человек их не носил (Нижегородская, Костромская, Владимирская,
Пермская и другие губернии). ; Сапоги в
домовину не клали, считая их «модными»: «на том свете», как говорили, •«моды не надо» (Завойко, 1914, 93). Правда,
в Олонецкой губ. (Петрозаводском, Олонецком, Повенецком уездах) иногда
хоронили в сапогах, при этом выдергивали
железные гвозди из обуви или же надевали сапоги, сшитые только дратвою (Куликовский,
1894, 9). Одной из причин, по которой украинцы обували умерших в постолы
(мягкие кожаные туфли, собранные на ремешке вокруг ноги), а не в чоботы или черевики, было то, что в
последних много «зелеза» (гвоздей) и «на том свете» в них тяжело будет
ходить 3. Если одевали черевики или «жолтие чоботи», то без
подковок (Гнатюк, 1912, 257, 329). Есть свидетельства о том,
""что кожаную обувь нельзя одевать умершему (Виноградов Г., 1918, 27). Возможно, что здесь имелась в
виду обувь на гвоздях.
Следует вспомнить об изготовлении
домовины без железных гвоздей. Наиболее старый тип домовины — это долбленая
колода — сохранялся главным образом у старообрядцев. В конце XIX—начале XX в. преобладали
уже дощатые гробы. В некоторых местах
доски домовины скрепляли деревянными
гвоздями или связывали углы лыком и новыми веревками (Костромская
губ.; Смирнов В., 1920, 11; Пермская губ.; Богословский, 1924, 75). Не употреблять металлические, особенно железные, предметы — обычай, вероятно, вос
|