{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
в. и покупным (фабричным), но
там, где в какой-то мере сохранялось ткачество, обязательно
использовали холст. Шили все «хол-стовое». Особый способ кройки при этом
состоял в том, что не пользовались ножницами,
а рвали холст, шили на руках, швейные машины не
использовали. Шитье также исполнялось особым способом: обязательно
вперед (а не назад) иголкой. До сих пор (в
отдельных местах), когда шьют одежду для умершего,
«назад не ступают» (Архангельская обл.,
Каргопольский р-н; Дурасов, 1979). В Костромской губ. шили с изнанки,
стежками (а не «втачку», не «вза-хват»),
узлов не делали, иначе покойник якобы придет за кем-нибудь
из семьи (Смирнов В., 1920,
9). Так же считали крестьяне Саратовской губ. Было
принято шить от себя (от себя
строгали доски для гроба) (Зеленин, 1916,
1252).
На Украине сорочку для умершей молодой женщины
вышивали более старым способом: вышивка шла по верху ткани, и изготовляли пряжу
для сорочки с помощью веретена, а не самонряхи (Милорадович, 1897,
167; Гнатюк, 1912, 308).
Считалось, что умерший мог повредить живым, поэтому
стремились предохранить не только людей, но скот и урожай. Для этого в Киевской
губ. (в середине XIX в.) после выноса тела хозяина дома завязывали ворота красным
поясом, чтобы за хозяином не пошла и «худоба» (скотина). Поясу,
особенно красному, придавалась,
видимо охранительная сила, что видно
и из других обрядов К Одежду умершему одевали не
так, как живым. Например, онучи завертывали
не в правую, а в левую-сторону, оборы скрещивали не сзади, как обычно, а
спереди. Особенность погребальной одежды заключалась
в ее покрое и устройстве деталей. Она сохраняла
старинный покрой, как правило, повторяла фасоны, давно вышедшие из быта.
Старые люди тяготели к формам
одежды своей молодости или своих родителей. Рубаху «на смерть»
стремились сшить-цельной — без подставки. У украинок такая
сорочка называлась до-дшьной, а не на станку, до пвдточки
т. е. с подставой (Червяк,
1927,' 116). Рукава рубахи чаще шили без. обшлагов и без брыжжей —- оборок,
которые были сравнительно новым
явлением. Характерен старинный обычай
в качестве застежек использовать завязки. Рубашка, надеваемая «на
смерть», не застегивалась ни на запонки, ни
на пуговицы, а завязывалась тесьмой или гарусом (Рязанская губ.; Лебедева
Н., 1929, 5). На Украине умершим женщинам незастегивали сорочки на
запонки, а пользовались завязками, как и при венчании (Волков
Ф., 1916, 640). Старинных форм одежды
особенно-придерживались старообрядцы. Автором зафиксирована
смертная одежда старообрядцев бывш. Олонецкой, Пермской
губерний и Сибири —'
Забайкалья. В Каргополье
(Олонецкой губ.) женский комплекс состоял из
рубахи туникообразного прямого покроя (в то время как распространенным
типом рубахи в XIX
начале XX в. была
поликовал рубаха—с плечевыми вставками) и широ-колямошника —
широкопройменного. Cарафана,
который носили в старину, а в конце XIX—начале XX
в. другие фасоны сарафана или городское платье (состоявшее из юбки и кофты)
вытеснили его из быта. Широкопельный (широколямошный) сарафан из синей ткани
оставался преимущественно у старообрядцев в качестве моленной одежды (рис. 20,
21). Погребальный сарафан, как и другую одежду, шили из белого холста.
|