{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
В Чехословакии черный цвет в погребальной
и траурной одежде широко распространяется только в XIX в.
В начале XX в. новым явлением, проникшим также, видимо, из города,
было окрашивание гроба в черный или коричневый цвета, девушки — в розовый, а
парня — в голубой {Виноградов Г., 1918, 28—29).
Траур отмечался способом ношения
одежды и изменением прически. В знак печали родные ходили в том
платье, в котором их захватила
смерть родственника; гуцулы-мужчины не надевали шапок до конца похорон (Шухевич, 1902, 243). В Мо-сальском
у. Калужской губ. отмечен своеобразный обычай: в знак траура все сопровождавшие
покойника позывали себе голову белыми полотенцами, не исключая мужчин, а
иногда и самого духовенства (Зеленин, 1915, 605—606). Девушки после смерти отца
или матери распускали волосы и не заплетали кос (Виноградов Г., 1918,
65; Ящуржинский, 1898, 95). При трауре женщины носили платки внакидку,
без завязывания. Древность этого обычая зафиксирована в одной из гравюр XVII в., где изображены похороны,
и сопровождающие
покойника женщины показаны в накинутых платках-покрывалах. Этот же способ
покрывать голову внакидку зафиксирован в начале XIX в. в акварельном рисунке с натуры, изображающем
поминальный день на кладбище г. Тихвина: женщины представлены в покрывалах, наброшенных на кокошники (рис. 23).
Близкие умершего в трауре расстегивали ворот у рубашки, женщины не надевали
передника после смерти близкого человека до 40 дней, а затем носили передник
(обязательно белый) до трех лет (Рязанская губ.; Лебедева Н., 1929, 6,
И, 15).
В траурной, как и в погребальной одежде, заметен
возврат к древним формам и способам ее ношения. Так, например, в д. Сумерки Тамбовской
губ. в начале XX в.
молодые женщины уже переставали носить
поневы, но
|