{::Введение ::}

Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах

В Чехословакии черный цвет в погре­бальной и траурной одежде широко распространяется  только  в  XIX в.

В начале XX в. новым явлением, проникшим также, видимо, из го­рода, было окрашивание гроба в чер­ный или коричневый цвета, девуш­ки — в розовый, а парня — в голу­бой  {Виноградов Г.,   1918,  28—29).

Траур отмечался способом ноше­ния одежды и изменением прически. В знак печали родные ходили в том

 



платье, в котором их захватила смерть родственника; гуцулы-муж­чины не надевали шапок до конца похорон (Шухевич, 1902, 243). В Мо-сальском у. Калужской губ. отмечен своеобразный обычай: в знак траура все сопровождавшие покойника по­зывали себе голову белыми поло­тенцами, не исключая мужчин, а иногда и самого духовенства (Зе­ленин, 1915, 605—606). Девушки после смерти отца или матери распускали волосы и не заплетали кос (Вино­градов Г., 1918, 65; Ящуржинский, 1898, 95). При трауре женщины носили платки внакидку, без за­вязывания. Древность этого обычая зафиксирована в одной из гравюр XVII в., где изображены похороны,

и сопровождающие покойника жен­щины показаны в накинутых плат­ках-покрывалах. Этот же способ покрывать голову внакидку зафикси­рован в начале XIX в. в акварель­ном рисунке с натуры, изображаю­щем поминальный день на клад­бище г. Тихвина: женщины пред­ставлены в покрывалах, наброшенных на кокошники (рис. 23). Близкие умершего в трауре расстегивали ворот у рубашки, женщины не на­девали передника после смерти близ­кого человека до 40 дней, а затем носили передник (обязательно бе­лый) до трех лет (Рязанская губ.; Лебедева Н., 1929, 6, И, 15).

В траурной, как и в погребальной одежде, заметен возврат к древним формам и способам ее ношения. Так, например, в д. Сумерки Тамбовской губ. в начале XX в. молодые женщины уже переставали носить поневы, но