{::Введение ::}

Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах

Так хо­дили в течение года, но позднее — в начале XX в. — шесть недель {Гринкова, 1927, 31). «По печали» надевали горемычную поневу (так же, как под венец) с белой холщовой вставкой — прошвой (Рязанская, Тамбовская губернии). Женские го­ловные уборы, в частности сороки, шили из белого холста; по очелью вышивали белыми нитями (Рязан­ская, Тверская губернии). В основ­ной белый цвет как бы вкрапливались другие, темные, цвета, в частности, немало упоминаний о черном и синем цветах в погребальной и траурной одежде. В Переяславском у. Киев­ской губ. мужчин одевали в синий жупан {Червяк, 1927,114), женщин — в синюю плахту (синятку), зеленую или голубую запаску (Полтавская губ.). В случае смерти близких де­вушка не носила красных лент и по­ясов,   снимала  серьги;  девушка-сирота венок носила из голубых и зе­леных лент {Милорадович, 1897, 171). Белорусы подпоясывали умершего синим пояском {Романов, 1912, 533). Кисея (рединка) для женского го­ловного убора обычно украшалась тканой красной полосой, а при трау­ре — синей {Молчанова, 1968, 170). Красный цвет в похоронной одежде не был полностью исключен: на де­вушках или молодых женщинах (у гу­цулов) были отдельные части одежды и украшения красного цвета. Уби­рали их в сорочку с красной вышив­кой на плечах. Существовало даже представление, что если кому надеть сорочку с черной вышивкой на пле­чах, «тому 1 тгм СВ1К1 буде чорно» {Гнатюк, 1912, 309). В. В. Данилов поднял вопрос о наличии красного траура у украинцев на основании изучения фольклора, где говорится о  казацком  быте: т. е. хоронили чумака, завернув в ро­гожу, а казака в одежду из красной ткани.

В старинной одежде казаков (XVIII—начала XIX в.) преобла­дал красный цвет. Жупан шили пре­имущественно из красного сукна или китайки {Матейко, 1977, 40—41), шили их также и из синей ткани, но с красными лацканами, поясом и на красной подкладке. В начале XX в., как писал В. В. Данилов, в украинской похоронной одежде преобладало белое полотно, а не красная ткань. В походной жизни казаков красная китайка от подкладки или верха жупана употреблялась для разных надобностей, в частности, для обер­тывания убитых казаков. «Вследствие повторяемости этих случаев могла возникнуть ассоциативная связь меж­ду представлением о смерти и крас­ным цветом, и ему придавалось ри­туальное значение» {Данилов, 1909, 30—37). Красный цвет для погре­бальной одежды имел узколокальное бытование и был связан со специфи­кой казацкого быта, не имея повсе­местного значения в украинской по­хоронной   обрядности.

Ткань черного цвета применялась главным образом для верхней одежды. В XIX—начале XX в. черный цвет стал более активно проникать из города в погребальную и траурную одежду. Я. Головацкий писал, что горонганки в Галичине во время жалобы — траура повязывали голову черными или синими платками {Го­ловацкий, 1877,27). Черный цвет одеж­ды на умершей старой женщине рас­сматривался как городское влияние, распространившееся из Польши (Чер­вяк, 1927, 116—117). Вытеснение белого цвета черным в погребальной и траурной одежде сельского насе­ления усиливалось. Процесс этот происходил и у западных славян.