{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
Так ходили в течение года, но позднее — в
начале XX в. — шесть недель {Гринкова, 1927, 31).
«По печали» надевали горемычную поневу (так же, как под венец) с белой
холщовой вставкой — прошвой (Рязанская, Тамбовская губернии). Женские головные
уборы, в частности сороки, шили из белого холста; по очелью вышивали белыми
нитями (Рязанская, Тверская губернии). В основной белый цвет как бы
вкрапливались другие, темные, цвета, в частности, немало упоминаний о черном и
синем цветах в погребальной и траурной одежде. В Переяславском у. Киевской
губ. мужчин одевали в синий жупан {Червяк, 1927,114), женщин — в синюю
плахту (синятку), зеленую или голубую запаску (Полтавская губ.). В случае
смерти близких девушка не носила красных лент и поясов,
снимала серьги; девушка-сирота венок носила из голубых и зеленых лент {Милорадович, 1897, 171). Белорусы
подпоясывали умершего синим пояском {Романов,
1912, 533). Кисея (рединка) для женского головного убора обычно
украшалась тканой красной полосой, а при трауре
— синей {Молчанова, 1968, 170). Красный цвет в похоронной одежде
не был полностью исключен: на девушках или
молодых женщинах (у гуцулов) были
отдельные части одежды и украшения красного цвета. Убирали их в сорочку
с красной вышивкой на плечах. Существовало даже представление, что если кому
надеть сорочку с черной вышивкой на плечах,
«тому 1 тгм СВ1К1 буде чорно» {Гнатюк, 1912, 309). В. В. Данилов
поднял вопрос о наличии красного траура у украинцев на основании изучения
фольклора, где говорится о казацком быте: т. е. хоронили чумака, завернув в рогожу, а казака в
одежду из красной ткани.
В старинной одежде казаков (XVIII—начала XIX в.) преобладал
красный цвет. Жупан шили преимущественно из красного сукна или китайки {Матейко,
1977, 40—41), шили их также и из синей ткани, но с красными лацканами,
поясом и на красной подкладке. В начале XX в., как писал В. В. Данилов, в украинской похоронной одежде преобладало белое
полотно, а не красная ткань. В походной жизни казаков красная китайка от
подкладки или верха жупана употреблялась для разных надобностей, в частности,
для обертывания убитых казаков. «Вследствие
повторяемости этих случаев могла возникнуть
ассоциативная связь между представлением о смерти и красным цветом, и
ему придавалось ритуальное значение» {Данилов, 1909, 30—37). Красный
цвет для погребальной одежды имел узколокальное бытование и был связан со
спецификой казацкого быта, не имея повсеместного значения в украинской похоронной
обрядности.
Ткань черного цвета
применялась главным образом для верхней
одежды. В XIX—начале XX в. черный цвет стал более активно проникать из города
в погребальную и траурную одежду. Я. Головацкий писал, что горонганки в
Галичине во время жалобы — траура повязывали голову черными или
синими платками {Головацкий, 1877,27). Черный цвет одежды на умершей
старой женщине рассматривался как городское влияние, распространившееся из Польши (Червяк, 1927, 116—117). Вытеснение
белого цвета черным в погребальной и траурной одежде сельского населения
усиливалось. Процесс этот происходил и у западных славян.
|