{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
ходящий к
глубокой древности. Пока фактический материал о нем еще недостаточен и противоречив. Этот обычай как бы перекликается со
свадебными обычаями, о которых говорилось в предыдущей главе: не надевать
металлические украшения, запонки при венчании. В Лубенском у. Полтавской губ. умершей женщине одевали
очинок, не закалывая его иголкой, как при жизни, — «от зглазу» (Милорадович,
1897, 167). В Юго-Западной Украине, наоборот, отмечен обычай втыкать иголки
в одежду умершего, с целью охраны его от других мертвых (Гнатюк, 1912,
329). Здесь иголки играли ту же роль, что и на свадьбе.
Шейный медный крест
часто заменяли деревянным или восковым. Исключением из всех металлических
предметов (как и при венчании) были деньги — медные, серебряные, которые клали
в домовину или бросали в могилу при опускании покойника; по словам информаторов, чтобы выкупить
умершему место «на том свете», или, чтобы отдать деньги за перевоз
через огненную реку.
Об украшениях упоминается в украинских материалах. Женщинам одевали пацерки темного цвета (но
не красное намисто) (Чубинский, 1877, 702). Кольцо, в котором венчался
человек, одевали на средний палец руки; если не было такого кольца, то покупали
(Червяк, 1927, 114). По сведениям из других районов, кольцо делали из
воска или совсем не надевали. Украшения девушки были сложнее (об этом см. ниже).
Необходимо упомянуть о
роли меховой одежды в похоронных обрядах, Покойника обычно клали на солому,^
иногда еще и на кожух, который оставался
лежать (волосом вверх) в переднем углу в
течение девяти дней. Так же делали на «сороковины». Душа уме!Ш1ето
якобы приходила домой на кожух (Милорадович, 1897,
167, 170).
Одежда
на похоронах-свадъбе
Погребальная одежда и атрибуты
молодых, особенно неженатых и незамужних людей, отличалась
своеобразием. Существовало представление о том что молодой парень
или девушка обязательно должны были на «том свете» иметь жену или мужа и что
без них им не будет там места. дш представления еще
держались У всех восточных славян в конце XIX-начале XX в. среди сельского населения и
похороны походили на свадьбу. У украинцев этот ритуал
получил особое развитие. Если повенчавшиеся не успели отбыть вешл-ля, а
кто-нибудь из молодых умирал, то погребали его как парня или девушку (Смирнов
А., 1878, 686)
Девушку клали с
распущенными волосами, как на свадьбе, с венком на голове; цветами украшали
гроб, ставили две венчальные свечи (Пермская губ.; Карнаухов,
1848 57) Распущенные волосы и венец'- ха рактерные
особенности умершей девушки-невесты повсюду. К украинской погребальной
церемонии девушек присоединялись многие свадебные символы и обряды.
Собирались подруги - дружки (распустив свои волосы), расплетали и
расчесывали волосы покойнице, убирали ее голову
лентами, одевали венок из
позолоченного барвинка. У гуцулов один венок одевали на голову, бе. Отец, если
ему не удалось справить сыну
свадьбу, раздавал его рушники (Червяк,
1927, 118). Если умершая дочь
была единственной, мать созывала ее подруг, отворяла
скрыню и раздавала заготовленное приданое:
плахты, корсетки и пр. (Чубинский, 1877,
709).!:В северных причитаниях по дочери
говорится о раздаче матерью на;вечное поминание об умершей «шелковы платочки
заграничные», «алые ленточки», «колечки золоченые», «сарафаны мелкоскладные.
. .» (Басов,
|