{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
XX в.) крестильную пеленку шили
специально в виде мужской рубашки
(нарядно отделанной — кумачом, галуном,
тесьмой), но рукава и ворот ее были настолько узки, что для надевания она не годилась.
Нарядные детские пеленки, в которых носили детей к
причастию, украшались наголовничком — налобником. В музейных коллекциях
имеются наголовники из северных губерний, в частности из Вологодской.
Наголовничек делали из ткани, в виде полукруга (высотою 7—10 см, шириной внизу
18—19 см) и украшали вышивкой серебряной или золотой нитью, битью, канителью с
узорами растительно-геометрического или растительного характера
(Рис. 26).
Обычно ребенка в течение первых сорока дней не
подпоясывали и лишь после шести недель крестная приносила ему в подарок поясок,
рубашку, крестик (Курская губ.). Так же делали в Харьковской губ. В Московской
губ. крестная подпоясывала ребенка, когда ему исполнялся год, поставив
предварительно к печному столбу и приговаривая при этом: «Будь здоров
и толстой, как печ-
Рис. 26. Наголовники к
детским пеленкам. Русский Север, МНИ, фото С. Н. Иванова
представление крестьян о загробной жизни: когда бог на «Спаса» будет
раздавать детям яблоки, то нужно, чтоб ребенок смог спрятать яблоко за пазуху
(Купянский у. Харьковская губ.; Иванов, 1897, 39).
Дети носили
одни рубашки с поясками. В ряде мест (даже
в конце XIX—начале
XX в.) только в 6—
8 лет мальчику одевали
штаны, а девочке—юбку. В Витебской губ! это делали
на старшие — старых отцовских штанах или материнской юбке.
Причем, чем больше дети проявляли упорства (не желая одеваться), тем, как
считалось, они дольше будут жить на свете. Изношенные
первые юбку и штаны не отдавали тряпичникам,-а сжигали в печи (Ни-кифоровский,
1897, 47).
Обычаи с
волосами
С волосами были связаны особые обычаи и поверья. У
украинцев сейчас же после рождения ребенка бабка отрезала у него три пучка
волос, с тем, чтобы в будущем у него не было бы лысины (Чубинский 1877,
4).
Широко
распространен был обычай гадания по волосам: при крещении
священник отрезал немного волос, закатывал в воск и бросал в купель. Если
волосы всплывали, считалось, что
ребенок будет жить если утонут —
умрет. У гуцулов' после крещения кума отрезала
волосок ребенка серебряной монетой, которую сохраняли (Шухевич, 1902',
5). Наиболее значительный обряд с волосами совершался
над ребенком позднее, когда он уже был «на ходу». До года
обычно не стригли волос, даже в тех случаях, если они вырастали
длинными и мешали, обосновывая это
тем, что, подстригая волосы, «можно отрезать
язык» т. е ной столб» (Клинский у.; Степанов В., 1901, 231).
Умирающего ребенка, считалось, следовало обязательно подпоясать. В этом
обычае проявилось наивное
религиозное ребенок долго не
будет говорить (Дивилъковский, 1914, 599). Застриж-ки,
постриги (рус), пострижчины, обстрижчини
|