{::Введение ::}

Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах

XX в.)  крестильную пе­ленку шили специально в виде муж­ской    рубашки    (нарядно    отделан­ной — кумачом,  галуном,  тесьмой), но рукава и ворот ее были настолько узки, что для надевания она не го­дилась.

Нарядные детские пеленки, в ко­торых носили детей к причастию, украшались наголовничком — на­лобником. В музейных коллекциях имеются наголовники из северных губерний, в частности из Вологод­ской. Наголовничек делали из ткани, в виде полукруга (высотою 7—10 см, шириной внизу 18—19 см) и украшали вышивкой серебряной или золотой нитью, битью, кани­телью с узорами растительно-геоме­трического или растительного харак­тера  (Рис.  26).

Обычно ребенка в течение первых сорока дней не подпоясывали и лишь после шести недель крестная приносила ему в подарок поясок, рубашку, крестик (Курская губ.). Так же делали в Харьковской губ. В Мос­ковской губ. крестная подпоясывала ребенка, когда ему исполнялся год, поставив предварительно к печному столбу и приговаривая при этом: «Будь  здоров  и  толстой,   как  печ-

 

Рис. 26. Наголовники к детским пеленкам. Русский   Север, МНИ, фото С. Н. Иванова

представление крестьян о загробной жизни: когда бог на «Спаса» будет раздавать детям яблоки, то нужно, чтоб ребенок смог спрятать яблоко за пазуху (Купянский у. Харьков­ская губ.; Иванов, 1897, 39).

Дети носили одни рубашки с пояс­ками.   В  ряде мест  (даже  в  конце XIX—начале XX в.) только в 6— 8   лет   мальчику   одевали    штаны, а девочке—юбку. В Витебской губ! это   делали   на   старшие — старых отцовских штанах или материнской юбке. Причем, чем больше дети про­являли упорства (не желая одевать­ся), тем, как считалось, они дольше будут жить  на  свете.   Изношенные первые юбку и штаны не отдавали тряпичникам,-а сжигали в печи (Ни-кифоровский, 1897, 47).

Обычаи с волосами

С волосами были связаны особые обычаи и поверья. У украинцев сейчас же после рождения ребенка бабка отрезала у него три пучка волос, с тем, чтобы в будущем у него не было бы лысины (Чубинский 1877, 4).

Широко  распространен  был  обы­чай гадания по волосам: при креще­нии священник отрезал немного во­лос, закатывал в воск и бросал в ку­пель. Если волосы всплывали, счи­талось,   что    ребенок   будет   жить если   утонут — умрет.    У    гуцулов' после крещения кума отрезала воло­сок ребенка серебряной монетой, ко­торую сохраняли (Шухевич, 1902', 5). Наиболее значительный обряд с во­лосами   совершался   над   ребенком позднее, когда он уже был «на ходу». До года  обычно не стригли волос, даже в тех   случаях,  если они вы­растали длинными и мешали,  обос­новывая   это   тем,   что,   подстригая волосы, «можно отрезать язык»  т. е ной столб» (Клинский у.; Степанов В., 1901, 231). Умирающего ре­бенка, считалось, следовало обяза­тельно подпоясать. В этом обычае проявилось     наивное     религиозное ребенок   долго   не   будет   говорить (Дивилъковский, 1914, 599). Застриж-ки,  постриги  (рус),  пострижчины, обстрижчини