| 
                     
				  
{::Введение ::}
Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного
  ритуала
 Коллекция свадебной
одежды из этого региона по количеству экспонатериальных
компонентах свадебного обряда русских, украинцев и белорусов,
проживающих на территории Восточной Европы. Наиболее ранние экспонаты относятся
к последней трети XVIII в., поздние — к 70-м. годам XX в. самая большая. В ее состав входит 134 предмета, в том числе 13 полных
костюмов. В собрании преобладают вещи из Вологодской губ. 
Костюмы.
Из 13 свадебных
костюмов жителей этого региона — 11 из
Вологодской губ. (2 мужских и49' женских), один из Архангельской и
один — из Петербургской губерний. Женская одежда представлена венчальными костюмами, костюмами новобрачной
и костюмом свахи. Три венчальных костюма поступили в фонды музея из городов Сольвыче-годска и Красноборска,
остальные из сел и деревень Сольвычегодского-и Тотемского уездов. 
Городские
венчальные костюмы относятся к
традиционному для Русского Севера типу
женской одежды, известному в литературе как комплекс одежды с сарафаном. Эти костюмы являются, как указано в
аннотациях к ним, «полными венчальными костюмами», т. е. набор составляющих их вещей соответствует тому количеству
предметов, которые входили в состав
костюма невесты-горожанки. 
Костюм
из г. Сольвычегодска, зарегистрированный
в коллекции 622,, состоит из верхней части рубахи — воротка, золотной юбки, коротёны, шубки, ожерелья, браслетов зару-кавьев,  
конуры — головного   убора 
невесты, кокошника, надеваемого ею после венца, платка-фаты,
жемчужных серег, перстня, цепочки с крестом и коробочки для белил. 
Вороток —
верхняя часть рубахи из миткаля (тонкой белой хлопчатобумажной ткани) — относится
к типу рубах   с   прямыми  
поликами,   пришитыми  по   утку 
основного  полотнища. Ворот рубахи присборен, разрез застегивается на
запонку. Пышные рукава достигают локтя и закрепляются зарукавьями — узкими
браслетами из парчи, украшенными перламутром и цветными стеклами. Рубаху обычно
хорошо крахмалили, и рукава, перехваченные блестящими зарукавьями, казались
особенно пышными и нарядными.  В состав этого костюма вместо привычного
на Севере сарафана входит широкая, присборенная на талии юбка, которая носила
название сарафан. Она сшита из шелковой синей ткани с крупным узором, 
выполненным золотой пряденой нитью. По подолу юбка украшена  
золотым   кружевом.    Костюм дополняет коротёна —
короткая распашная   одежда   на  
узких   лямках из шелковой ткани фабричного производства: по
серебряному фону броширован   цветными  
шелками   узор из букетов хризантем и маргариток. Вдоль разреза
душегрейка-коротёна украшена    
широким     позументом. К костюму прилагаются два головных
убора: венчальный — конура и надеваемый   после   венца —
кокошник. Кроме того, в костюм включена фата. 
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
				  
                  
 |