| 
                     
				  
{::Введение ::}
Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного
  ритуала
 Это подтверждает имеющиеся
свидетельства XIX в.
(см. Г. С. Маслова), что в венчальный костюм включали обычно минимальное
количество ювелирных украшений.
 Второй костюм из города Сольвычегодска несколько
отличается от вышеописанного (рис. 1). В его состав введены: зимний головной
убор, перчатки, обувь. Верхняя часть рубахи сшита из белого коленкора и по
покрою повторяет рубаху из первого костюма. Вместо юбки здесь присутствует
косоклинный с передним швом сарафан из шелковой ткани, фон которой образуется
из синих нитей основы и красных утка, способом полотняного переплетения, что
создает эффект «переливчатости». Узор выполнен брошировкой цветными шелковыми
нитками. Плечевой одеждой здесь служит епанечка — короткая, распашная
косоклинная кофта с пышными в плечах и зауженными к запястью рукавами. Она
сшита из голубого шелкового репса с узором из цветочных гирлянд, брошированных
цветными шелками. Золотая бахрома имитирует широкий полукруглый воротник.
Епанечка завязывается у ворота лентой. 
Венчальным головным убором здесь, в отличие от других костюмов, является
зякрытый сборник, сшитый из красного штофного шелка, украшенный позументом и
вышивкой золотой пряденой нитью. Околыш сборника обшит кружевом, сплетенным
из золотых и серебряных нитей. Впереди кружевная сетка прикрывает верхнюю
половину лица. К затылочной части сборника прикрепляется треугольная косынка
из розового шелка, затканного золотыми и серебряными цветами. В списках,
составленных во время экспедиционного сбора А.  В. Худорожевой 
 
 
в 1905 г., этот убор назван
«сборником стыдливости»10. 
Покрой
шубки,  входящей в  этот костюм, такой же, как и шубки уже описанной
выше.  Она также сшита из меха белки, но покрыта светло-голубым штофным
шелком, отделана по воротнику, полам и рукавам мехом чернобурки и соболя. К
шубке полагается   зимний   головной   убор чебак
и перчатки. Чебак сшит в виде треуха. Его околыш сделан из меха кролика в виде
высокого полукруглого   валика.   
Длинная,     спускающаяся на спину,  затылочная часть
сшита из красного штофного шелка, украшенного   золотой  
вышивкой   и мехом   чернобурой  
лисицы.    Сзади к чебаку пришиты три кусочка меха с  
хвостов   соболя   и   алая   лента.
Очелье обшито широкой красной лентой и золотым кружевом. По свидетельству  
ф.   Н.   Фортунатова,   во второй половине XVIII в. «девицы, вышедшие
замуж, обязаны были непременно   носить  
несколько   недель эту огромную машину и не снимать ее с головы, хотя
бы они готовили кушанье   или   
отправляли    черную домашнюю работу» п. 
Перчатки,
включенные в костюм, сшиты из штофного шелка и украшены вышивкой золотыми
нитками и  золотой  бахромой.   Полусапожки сделаны 
чулком,   без  каблуков,   из мягкой белой кожи и
красного сафьяна. На полусапожки надевали на-голенки из желтой кожи с накладками
красного и зеленого сафьяна. По нижнему краю нашито серебряное  
кружево.    Обращает   на    себя
внимание, что в этом костюме имеются  костяные  коробочки 
для  белил и   румян.   Косметические  
средства широко применялись в русских городах. Они обычно входили в состав
подарков жениха невесте. 
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
				  
                  
 |