{::Введение ::}
Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного
ритуала
Это подтверждает имеющиеся
свидетельства XIX в.
(см. Г. С. Маслова), что в венчальный костюм включали обычно минимальное
количество ювелирных украшений.
Второй костюм из города Сольвычегодска несколько
отличается от вышеописанного (рис. 1). В его состав введены: зимний головной
убор, перчатки, обувь. Верхняя часть рубахи сшита из белого коленкора и по
покрою повторяет рубаху из первого костюма. Вместо юбки здесь присутствует
косоклинный с передним швом сарафан из шелковой ткани, фон которой образуется
из синих нитей основы и красных утка, способом полотняного переплетения, что
создает эффект «переливчатости». Узор выполнен брошировкой цветными шелковыми
нитками. Плечевой одеждой здесь служит епанечка — короткая, распашная
косоклинная кофта с пышными в плечах и зауженными к запястью рукавами. Она
сшита из голубого шелкового репса с узором из цветочных гирлянд, брошированных
цветными шелками. Золотая бахрома имитирует широкий полукруглый воротник.
Епанечка завязывается у ворота лентой.
Венчальным головным убором здесь, в отличие от других костюмов, является
зякрытый сборник, сшитый из красного штофного шелка, украшенный позументом и
вышивкой золотой пряденой нитью. Околыш сборника обшит кружевом, сплетенным
из золотых и серебряных нитей. Впереди кружевная сетка прикрывает верхнюю
половину лица. К затылочной части сборника прикрепляется треугольная косынка
из розового шелка, затканного золотыми и серебряными цветами. В списках,
составленных во время экспедиционного сбора А. В. Худорожевой
в 1905 г., этот убор назван
«сборником стыдливости»10.
Покрой
шубки, входящей в этот костюм, такой же, как и шубки уже описанной
выше. Она также сшита из меха белки, но покрыта светло-голубым штофным
шелком, отделана по воротнику, полам и рукавам мехом чернобурки и соболя. К
шубке полагается зимний головной убор чебак
и перчатки. Чебак сшит в виде треуха. Его околыш сделан из меха кролика в виде
высокого полукруглого валика.
Длинная, спускающаяся на спину, затылочная часть
сшита из красного штофного шелка, украшенного золотой
вышивкой и мехом чернобурой
лисицы. Сзади к чебаку пришиты три кусочка меха с
хвостов соболя и алая лента.
Очелье обшито широкой красной лентой и золотым кружевом. По свидетельству
ф. Н. Фортунатова, во второй половине XVIII в. «девицы, вышедшие
замуж, обязаны были непременно носить
несколько недель эту огромную машину и не снимать ее с головы, хотя
бы они готовили кушанье или
отправляли черную домашнюю работу» п.
Перчатки,
включенные в костюм, сшиты из штофного шелка и украшены вышивкой золотыми
нитками и золотой бахромой. Полусапожки сделаны
чулком, без каблуков, из мягкой белой кожи и
красного сафьяна. На полусапожки надевали на-голенки из желтой кожи с накладками
красного и зеленого сафьяна. По нижнему краю нашито серебряное
кружево. Обращает на себя
внимание, что в этом костюме имеются костяные коробочки
для белил и румян. Косметические
средства широко применялись в русских городах. Они обычно входили в состав
подарков жениха невесте.
|