{::Введение ::}

Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного ритуала

Это подтверждает имеющиеся свидетельства XIX в. (см. Г. С. Маслова), что в венчаль­ный костюм включали обычно мини­мальное количество ювелирных украшений.

Второй костюм из города Сольвычегодска несколько отличается от вышеописанного (рис. 1). В его со­став введены: зимний головной убор, перчатки, обувь. Верхняя часть рубахи сшита из белого коленкора и по покрою повторяет рубаху из пер­вого костюма. Вместо юбки здесь присутствует косоклинный с перед­ним швом сарафан из шелковой ткани, фон которой образуется из синих нитей основы и красных утка, способом полотняного переплетения, что создает эффект «переливчатости». Узор выполнен брошировкой цвет­ными шелковыми нитками. Плечевой одеждой здесь служит епанечка — короткая, распашная косоклинная кофта с пышными в плечах и заужен­ными к запястью рукавами. Она сшита из голубого шелкового репса с узором из цветочных гирлянд, брошированных цветными шелками. Золотая бахрома имитирует широкий полукруглый воротник. Епанечка за­вязывается у ворота лентой.

Венчальным головным убором здесь, в отличие от других костюмов, является зякрытый сборник, сшитый из красного штофного шелка, укра­шенный позументом и вышивкой зо­лотой пряденой нитью. Околыш сборника обшит кружевом, сплетен­ным из золотых и серебряных нитей. Впереди кружевная сетка прикры­вает верхнюю половину лица. К за­тылочной части сборника прикреп­ляется треугольная косынка из розо­вого шелка, затканного золотыми и серебряными цветами. В списках, составленных во время экспедицион­ного сбора А.  В. Худорожевой


в 1905 г., этот убор назван «сборни­ком стыдливости»10.

Покрой шубки,  входящей в  этот костюм, такой же, как и шубки уже описанной выше.  Она также сшита из меха белки, но покрыта светло-голубым штофным шелком, отделана по воротнику, полам и рукавам ме­хом чернобурки и соболя. К шубке полагается   зимний   головной   убор чебак и перчатки. Чебак сшит в виде треуха. Его околыш сделан из меха кролика в виде высокого полукруг­лого   валика.    Длинная,     спускаю­щаяся на спину,  затылочная часть сшита из красного штофного шелка, украшенного   золотой   вышивкой   и мехом   чернобурой   лисицы.    Сзади к чебаку пришиты три кусочка меха с   хвостов   соболя   и   алая   лента. Очелье обшито широкой красной лен­той и золотым кружевом. По свиде­тельству   ф.   Н.   Фортунатова,   во второй половине XVIII в. «девицы, вышедшие замуж, обязаны были не­пременно   носить   несколько   недель эту огромную машину и не снимать ее с головы, хотя бы они готовили кушанье   или    отправляли    черную домашнюю работу» п.

Перчатки, включенные в костюм, сшиты из штофного шелка и укра­шены вышивкой золотыми нитками и  золотой  бахромой.   Полусапожки сделаны  чулком,   без  каблуков,   из мягкой белой кожи и красного сафь­яна. На полусапожки надевали на-голенки из желтой кожи с наклад­ками красного и зеленого сафьяна. По нижнему краю нашито серебря­ное   кружево.    Обращает   на    себя внимание, что в этом костюме имеют­ся  костяные  коробочки  для  белил и   румян.   Косметические   средства широко применялись в русских го­родах. Они обычно входили в состав подарков жениха невесте.