{::Введение ::}
Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного
ритуала
весты с
женихом, за свадебным столом, «на упокое», т. е. во время первой
брачной ночи. Столь же нарядно декорированы полотенца, приготовленные невестой
в дар священнику, дьячку и псаломщику.
Их концы украшены полосами геометрического орнахмента, выполненного в браной технике
бумажными нитками и про-яшвками белого плетеного
кружева.
Менее
богатыми выглядят льняные
полотенца — подарки отцу, брату и сестре жениха, а
также дальним и близким родственникам, присутствовавшим на
свадебном пиру. Они украшены белым или серым плетеным
кружевом, а также двумя, тремя
узкими полосками красного «бранья».
Таких
полных наборов свадебных полотенец, входивших в состав девичьего
приданого, в музее немного. Чаще всего встречаются в коллекциях из
разных губерний отдельные полотенца, использовавшиеся в свадебном
костюме жениха, невесты, дружки,
сватов и поезжан.
Полотенца и ширинки, дополнявшие
костюм жениха, в собрании музея имеются только из русских деревень, главным
образом Архангельской, Вологодской,
Новгородской губерний. Особенно богата Вологодская коллекция 138,
насчитывающая 38|гдиринок и 'полотенец — подарков а в ячейках сетки — сложные
ромбы, розетки и др.
Основными
мотивами сюжетных композиций вышивки
являются человеческие фигуры, птицы, лоси, олени, растения. Птицы и животные
изображены в профиль, человеческие фигуры в фас. Несмотря на сильную
стилизацию фигур, основные черты, присущие
тому или иному животному или птице, подчеркнуты достаточно четко. Лоси,
вернее лосихи, изображены без рогов, с высоким характерным для них горбом в
передней части туловища, с тяжелой, нависающей верхней губой; олень — с
закинутыми на спину прямыми рогами. На спине лосих — всадники. Птицы в вышивке имеют разный облик. Одна группа птиц
изображена с высокой тонкой шеей, большим
крылом, пышным спускающимся вниз в виде веера хвостом. Другие птицы
более массивны — с короткой шеей и почти круглым тяжелым хвостом. Все мотивы
органи-
бой
праздничной яркостью. Жених носил такое
полотенце на плечах или за
поясом. Концы полотенец украшены чередующимися полосами
вышивки, кумача, шелковыми зелеными, желтыми, фиолетовыми
лентами. Длина
орнаментированной части достигает иногда 80—90 см.
Технические приемы вышивки были различны. В основном применялись
двусторонний шов роспись и тамбур в
сочетании с гладью, росписью и набором.
При вышивании росписью использовались красные хлопчатобумажные
нитки. В тамбурных вышивках наряду с красной нитью
применялась цветная шерсть, преимущественно
желтая и зеленая.
Орнамент
новгородских полотенец состоит из геометрических и сюжетных
мотивов. Они встречаются обычно на каждом конце
полотенца. Расположение их в орнаментальных рядах
подчинено определенной закономерности.
|