{::Введение ::}

Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного ритуала

весты с женихом,   за свадебным сто­лом, «на упокое», т. е. во время пер­вой брачной ночи. Столь же нарядно декорированы полотенца, приготов­ленные невестой в дар священнику, дьячку   и   псаломщику.  Их   концы украшены полосами геометрического орнахмента,  выполненного  в  браной технике бумажными нитками и про-яшвками   белого  плетеного   кружева.

Менее   богатыми   выглядят   льня­ные     полотенца — подарки     отцу, брату и сестре жениха, а также даль­ним и близким родственникам, при­сутствовавшим  на  свадебном пиру. Они украшены белым или серым пле­теным  кружевом,   а   также   двумя, тремя   узкими  полосками  красного «бранья».

Таких полных наборов свадебных полотенец,  входивших в состав де­вичьего приданого, в музее немного. Чаще всего  встречаются в коллек­циях из разных губерний отдельные полотенца, использовавшиеся в сва­дебном   костюме   жениха,   невесты, дружки,   сватов   и  поезжан.

Полотенца и ширинки, дополняв­шие костюм жениха, в собрании му­зея имеются только из русских деревень, главным образом Архангель­ской,     Вологодской,    Новгородской губерний. Особенно богата Вологодская коллекция 138, насчитывающая 38|гдиринок и 'полотенец — подарков а в ячейках сетки — сложные ромбы, розетки и др.

Основными мотивами сюжетных композиций вышивки являются че­ловеческие фигуры, птицы, лоси, олени, растения. Птицы и живот­ные изображены в профиль, чело­веческие фигуры в фас. Несмотря на сильную стилизацию фигур, основ­ные черты, присущие тому или иному животному или птице, подчеркнуты достаточно четко. Лоси, вернее ло­сихи, изображены без рогов, с высоким характерным для них горбом в передней части туловища, с тяже­лой, нависающей верхней губой; олень — с закинутыми на спину пря­мыми рогами. На спине лосих — всадники. Птицы в вышивке имеют разный облик. Одна группа птиц изображена с высокой тонкой шеей, большим крылом, пышным спускаю­щимся вниз в виде веера хвостом. Другие птицы более массивны — с короткой шеей и почти круглым тя­желым хвостом. Все мотивы органи-

 

бой праздничной яркостью.  Жених носил   такое   полотенце   на   плечах или   за   поясом.   Концы   полотенец украшены чередующимися полосами вышивки, кумача, шелковыми зеле­ными,  желтыми,   фиолетовыми лен­тами.      Длина     орнаментированной части  достигает  иногда  80—90  см. Технические приемы вышивки были различны. В основном применялись двусторонний  шов   роспись   и  там­бур в сочетании с гладью, росписью и   набором.    При   вышивании   рос­писью использовались красные хлоп­чатобумажные нитки.   В  тамбурных вышивках наряду с красной нитью применялась   цветная  шерсть,   пре­имущественно  желтая и  зеленая.

Орнамент    новгородских    полоте­нец состоит из геометрических и сю­жетных   мотивов.   Они   встречаются обычно на каждом конце полотенца. Расположение их в орнаментальных рядах   подчинено   определенной   за­кономерности.