{::Введение ::}
Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного
ритуала
.
В литературе имеются также и прямые указания на то, что одеяаду
из шелковых тканей носили лишь
богатые люди. Один из авторов середины XIX в., наблюдая вологодскую свадьбу, писал:
«На невесту надели шелковое платье и шаль (большой шелковый
платок), на шею воротник из белого бисера, янтари и
дутые бусы, на голову — малиновую бархатную повязку и
венок из цветов.. Так бывают одеты более богатые невесты»23.
П.
С. Ефименко при описании одежды
жителей Пинежского у.. Архангельской губ. отмечал, что «штофная пара шьется
из штофа и покупается готовою из
привозных на ярмарки, довольно дорого, так что-этот
старинный самый нарядный костюм имеют только женщины богатых
семей. Часто пара переходит по
поколениям. На штофную пару затрачивают капитал как
на вещь неистлевающую и всегда ценную»24.. Такое положение
дел, вероятно, было» характерно и для конца XVIII в.г когда в
отдаленные о'т Москвы и Петербурга губернии
поступало шелковых тканей, да и вообще тканей фабричного производства, меньше,
чем в середине XIX в.
В Сольвычегодске и Красноборске такие венчальные костюмы
могли иметь богатые купеческие дочери или зажиточные мещанки. В собирательских
списках А. В. Худорожевой есть даже указания, что костюм, зарегистрированный
под номером 768 № 1 —15 принадлежал женщинам из рода баронов Строгановых 25.
Интересно отметить, что уже в начале XIX в. в г. Сольвычегодске богатые горожанки носили одежду
западноевропейского образца, но для свадеб изготавливали традиционный костюм 26.
В собрании музея имеются также четыре свадебных костюма,
бытовавших в деревнях Сольвычегодского у.: в селах Черевково, Ляменга и в д.
Комарицы. Венчальный костюм 27 и костюм новобрачной 28 из с.
Черевково (рис. 2), а также одежда новобрачной из с. Ляменги 2Э
подобны костюмам горожанок Соль-вычегодска и Красноборска. Они сшиты из
дорогих фабричных тканей: миткаля, канауса, парчи, тонкого штофного шелка,
украшены позументом или золотым кружевом.
В их состав также, как и в состав городских
костюмов, входит вороток, широкая на сборках юбка,
ко-ротёна, сборник-моршенек, фата,
ювелирные украшения. Сходство этих
костюмов с городскими не случайно. Села Черевково и Ляменга — это два крупных
волостных центра. Черевково стояло на торговом пути, соединявшем
Архангельск с центральными губрениями России. В
середине—конце XIX
в. в этом торговом селе проживало 210 жителей 30,
которые занимались торговлей, извозом и разными промыслами. Это сближало
его население с населением маленьких городков,
какими в то время были Сольвычегодск и Крас-ноборск. Конечно,
сельские костюмы не являлись точной копией городских. В них входило
меньшее число вещей, использовались менее дорогие ткани. Кроме того, в
эти костюмы включен ряд предметов, отсутствующих в городских.
|