{::Введение ::}

Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного ритуала

.    В    литературе имеются также и прямые указания на то, что одеяаду из шелковых тка­ней   носили   лишь   богатые   люди. Один из авторов середины XIX в., наблюдая вологодскую свадьбу, пи­сал:   «На  невесту надели шелковое платье и шаль  (большой шелковый платок), на шею воротник из белого бисера,   янтари  и  дутые   бусы,   на голову — малиновую бархатную по­вязку и венок из цветов.. Так бывают одеты  более  богатые  невесты»23.

П.    С.    Ефименко   при   описании одежды жителей Пинежского у.. Ар­хангельской губ. отмечал, что «штоф­ная пара шьется из штофа и поку­пается   готовою   из   привозных   на ярмарки,  довольно дорого,  так что-этот старинный самый нарядный ко­стюм имеют только женщины бога­тых   семей.   Часто   пара   переходит по поколениям.  На штофную пару затрачивают  капитал  как  на  вещь неистлевающую и всегда ценную»24.. Такое положение дел, вероятно, было» характерно и для конца XVIII в.г когда   в   отдаленные   о'т  Москвы   и Петербурга губернии поступало шел­ковых тканей, да и вообще тканей фабричного производства, меньше, чем в середине XIX в.

В Сольвычегодске и Красноборске такие венчальные костюмы могли иметь богатые купеческие дочери или зажиточные мещанки. В собиратель­ских списках А. В. Худорожевой есть даже указания, что костюм, зарегистрированный под номером 768 № 1 —15 принадлежал женщинам из рода баронов Строгановых 25. Инте­ресно отметить, что уже в начале XIX в. в г. Сольвычегодске богатые горожанки носили одежду западно­европейского образца, но для свадеб изготавливали традиционный ко­стюм 26.

В собрании музея имеются также четыре свадебных костюма, бытовавших в деревнях Сольвычегодского у.: в селах Черевково, Ляменга и в д. Комарицы. Венчальный ко­стюм 27 и костюм новобрачной 28 из с. Черевково (рис. 2), а также одежда новобрачной из с. Ляменги по­добны костюмам горожанок Соль-вычегодска и Красноборска. Они сшиты из дорогих фабричных тка­ней: миткаля, канауса, парчи, тон­кого штофного шелка, украшены по­зументом   или   золотым   кружевом.

В их состав также, как и в состав городских   костюмов,   входит  воро­ток, широкая на сборках юбка, ко-ротёна,    сборник-моршенек,     фата, ювелирные    украшения.     Сходство этих костюмов с городскими не слу­чайно. Села Черевково и Ляменга — это два крупных волостных центра. Черевково стояло на торговом пути, соединявшем   Архангельск   с    цен­тральными губрениями России. В се­редине—конце XIX в.   в этом   тор­говом селе проживало 210 жителей 30, которые занимались торговлей, из­возом и разными промыслами.  Это сближало его население с населением маленьких   городков,   какими  в   то время были Сольвычегодск и Крас-ноборск. Конечно, сельские костюмы не являлись  точной копией город­ских. В них входило меньшее число вещей,  использовались менее доро­гие ткани. Кроме того, в эти костюмы включен ряд предметов, отсутствую­щих в городских.