{::Введение ::}
Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного
ритуала
Конура представляет собой широкий обруч, обтянутый
позументом, украшенным по краям золотистой бахромой. На обруч прикреплен
ажурный валик, имитирующий венок из цветов и листьев. Цветы и листья вырезаны
из накрахмаленного холста, обшиты серым шнуром, на
который нашит бисер. К
конуре прикреплены медальоны из стекла молочного
цвета, веточки из прозрачных граненых стекол
в металлической оправе и
крупные пуговицы. Сзади конура украшена широким бантом из
розового в клетку шелка, затканного мелкими золотыми цветочками. Конуру обычно
носили с девичьей праздничной повязкой 5 или с узкой лентой из
позумента. В. Ф. Миллер 6 считал, что ее надевали на невесту лишь
тогда, когда везли к венцу. Голову невесты закрывали фатой, спускающейся
также и на лицо. Прилагаемая к костюму фата представляет собой квадратный
терракотового цвета шелковый платок с букетами, затканными пряденой
золотой и серебряной нитью. Закрывание
невесты фатой было характерно для русской
свадьбы, но в разных губерниях оно происходило
по-разному и в
разные моменты обрядности (см.
Г. С. Маслова). В
Вологодской губ. в 60-е годы XIX в. в 40 км от г. Вологды, по
словам информатора В. Александрова,
«считается необходимостью,, чтобы невеста, когда просватают
ее, во все время до самого
венчания при посторонних людях была
покрыта фатой (платком), ей позволяется немного приподнять ее только
тогда, когда жениху надо
с ней прощаться 7.
Н. Г. Ордин в 90-е годы наблюдал в Сольвычегодском у. обычай
закрывания лица невесты «ситцевым платком» на «смотринах». Он также указывал,
что в церкви во время обручения кольцами невеста стояла закрытая косынкой и
лишь в тот момент, когда на ее голову накладывали брачный венец, сваха сдергивала
косынку с головы 8. После венчания фатой прикрывали уже женский
головной убор.
Имеющийся в комплекте венчального костюма из г.
Сольвычегодска кокошник относится к типу сбор-ника-моршня. Он состоит из
околыша на твердой основе, соединенного с мягкой затылочной частью, собранной
над лбом в сборки, образующие вертикальные валики. Сзади кокошник затягивается
на тесемку. Весь головной убор вышит крученой нитью гладью в прикреп. На '
околыше толстым шнуром, обмотанным серебряной нитью, выложен узор: сердцевидная
фигура с отходящими от нее вправо и влево извивающимися листьями. На орнамент
нашит жемчуг, бисер, граненые стекла. На затылочной части вышито серебряными
прядеными нитками стилизованное дерево. Поверх кокошника надевается сложенный
по диагонали квадратный платок, закрепляющийся под подбородком булавкой.
Платок красно-коричневого шелка заткан золотой пряденой нитью букетами и цветочной
гирляндой.
Интересно, что в состав этого костюма включена шуба.
Г. С. Маслова отмечает, что во многих деревнях шуба была обязательной частью
подвенечного костюма. Распашная, с отрезной спинкой на сборках и несколькими
боковыми клиньями, шубка сшита из беличьего меха и крыта светло-коричневым
узорным штофом. На концах рукавов, по вороту и краям пол, —оторочка из меха
чер-нобурой лисицы. У горла шубка застегивается на пряжку, представляющую
собой два жестяных кружка с рельефным изображением дамы ж кавалера,
катающихся в санях.
Число ювелирных украшений к этому костюму невелико: перстень с синим
стеклом, серьги из жемчуга, ожерелье из парчи, украшенное перламутром и
гранеными: стеклами, и цепочки с крестом.
|