{::Введение ::}

Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного ритуала

чался светлыми тонами. Рубаха с пря­мыми поликами сшита из оранжевого сатина, прямой сарафан на узких лямках из светло-розовой ткани, за­пои — передник с длинными рука­вами — из белого сатина. Рубаха и сарафан отделаны черным круже­вом, синей лентой и черной тесьмой, передник — белым кружевом. Осталь­ные девушки венчались обычно в одежде ярких тонов: красной, ма­линовой, зеленой 70. Цвет всегда иг­рал важную роль в свадебном ко­стюме. Белый считается символом печали, возможно, поэтому светлые тона и были выбраны для костюма невесты-сироты 71.

Сарафан: В фондах музея из цент­ральных губерний России имеется только один венчальный сарафан5 приобретенный для музея в Нижего­родской губ.72 Он сшит из кумача. На груди и вдоль переднего шва при­шита белая хлопчатобумажная лента с вытканными на ней красными ли­лиями. Подол обшит черным барха­том. На сарафан нашиты зеленые •пуговицы, застегивающиеся на петли из фиолетового шнура. Цвет сара­фана типичный для свадебной оде­жды.

Рубахи. Девичьи венчальные ру­бахи имеются из д. Куницыно Ков-ровского у. Владимирской губ.73 и из д. Неверове Старицкого у. Твер­ской губ.74 Обе рубахи, поступившие в музей в 1903—1904 гг., зареги­стрированы в коллекционных описях музея как «старинные». Они сшиты из белой холщовой ткани домашней Костюм свата из д. Харьюсово 61 составляет небольшое число предме­тов: рубаха туникообразного покроя с двумя скошенными бочками и ко­сым воротом сшита из белой в синюю клеточку пестряди. Круглая бараш­ковая шапка утеплена льняной ку­делью.   Перчатки  (рис.   8) — непре­менная принадлежность свата — вы­кроены из черного сукна и вышиты золотой пряденой нитью.

Костюм  дружки  из   с.   Байбаро-дино состоит из предметов, считав­шихся обязательными для этого важ­ного    участника   свадьбы;   сукман-ника — верхней одежды, соболиной шапки, шарфа из беличьих хвостов, перчаток   и   двух   платков.   Кроме того, в костюм включена пестрядиная , рубаха, аналогичная по покрою ру­бахе свата,- и два пояса.

Сукманник сшит из толстой серой полушерстяной домотканины в та­лию, с отрезной спинкой и складками сзади. Концы рукавов, отложной с лацканами воротник, края пол об­шиты черным сатином. Сукманник подпоясывался широким полосатым шерстяным кушаком. На шею наде выделки, а их покрой традиционен — это цельные, длинные рубахи со слит­ными Полинами. Владимирская имев! короткие пышные рукава, тверская— длинные присборенные у запястья. Рубаха из Владимирской губ. на ру­кавах украшена полосой красного в белую полоску ситца, а на подоле — каймой красного браного тканья. Более нарядна тверская рубаха: на ее оплечьях и подоле вытканы крас­ные, желтые и зеленые полосы узоров и нашиты по три ряда блесток. Ман­жеты и планка на груди сшиты из кумача.

Покрывала. В собрании музея име­ются покрывала невест из Владимир­ской и Тверской губерний. Там они составляли необходимую принадлеж­