{::Введение ::}

Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного ритуала

  Этот ко­стюм   настолько   полон   по   своему составу, что в него входит даже подножник из соболей, обшитый шер­стяной тканью и золотой бахромой.

Женский   свадебный ' костюм    и», г. Красноборска 12 в основных своих чертах имеет аналогии с уже описан­ным   костюмом   из   коллекции   622,. хотя   и   включает   в   себя   меньшее-число  вещей.  Это — вороток,  зару­кавья,  юбка,   коротена,  венчальная, конура, сборник-моршенек, фата, шу-бейка-коротайка.   В   этом   костюме-своеобразны  лишь  фата  и  верхняя, одежда.   Фата  в   Красноборске  на­зывалась «реунья», так как под ней невеста должна была «ревить во всю мочь». Реунья — это длинное полот­нище    шелковой    клетчатой   ткани (длина 230 см, ширина — 109) с ши­рокой каймой. Клетки желтого, крас­новатого,   коричневого   и   зеленого цветов,  таких же цветов и зигзаги -в кайме. В центре фаты — несколько рядов  квадратов,   затканных  сереб­ряной нитью. Эта ткань, несколько напоминающая восточные ткани, но­сила название «конавт» или «кана-ват»13 и изготовлялась на фабриках Московского промышленного района. Особенно много таких тканей в се­редине XIX в. вырабатывала ману­фактура Левиных в г.  Коломне ".

Шубейка представляет собой ко­роткую, распашную однобортную одежду с большим круглым меховым, воротником из зеленого узорного-штофного шелка на беличьем меху„ В такой шубейке обычно стояла не­веста  под  венцом.

Женские венчальные костюмы иж городов Сольвычегодска и Красно­борска имеют много общих черт; одинаковый набор входящих в их состав вещей, сходство в покрое-одежды и использованной для шитья, ткани. Вероятно, они бытовали в одно и то же времят в одной и той же со­циальной среде. Наиболее сложным

 


с этим определяются также концом XVIII в. Однако жизнь таких костю­мов обычно была долгой. Они могли использоваться несколькими поко­лениями женщин на протяжении 50—70 лет.

Все  три  костюма   принадлежали, вероятно,    зажиточным горожанкам-В описаниях народного быта, отно­сящихся, правда, не к концу XVIII в.г а к середине XIX, обращается вни-, мание на высокую стоимость шелко­вых и парчовых  тканей и изделий . из  них.   Так,   в  г.   Вологде   шубка на   беличьем  меху  стоила   20  руб.. серебром 21,   а  купленный в  Петер­бурге  атлас  на  сарафан — 25  руб*. За такую же цену на ярмарках про­давали   лошадей 22