{::Введение ::}
Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного
ритуала
Верхняя орнаментальная полоса всегда занята сюжетными
мотивами, остальные, более узкие, —
геометрическими. Сюжетные мотивы довольно однообразны.
На вышивках встречаются дерево или вазон с
цветком, стилизованная человеческая фигура, птица, двуглавый орел, реже
конская ладья. Мотивы могут объединяться в сюжетной композиции,
птицы в одну группу с женской, фигурой, держащей в руках
птиц, конские ладьи с деревом. Однако чаще всего мотив существует
самостоятельно, представляя собой крупную фигуру,
занимающую всю орнаментальную полосу. Среди таких
мотивов особенно интересно изображение
человека ш. Он вышит с большой головой, поднятыми вверх трехпалыми
руками, крупным торсом и длинными, раскинутыми в стороны ногами.
Такие мотивы в русской народной вышивке встречаются редко. Основными мотивами
геометрической вышивки являются розетки, геометризованные листья, мелкие
квадраты и ромбы. Все они тесно соединены друг с другом, образуя цепочки или
гирлянды.
Таким образом, полотенца и ширинки — метки жениха отличались
в разных губерниях размером, типом орнамента, техническими приемами его исполнения.
Однако каких-либо особенных черт, выделяющих их из других свадебных полотенец,
не обнаруживается.
Полотенца,
ширинки, хустки входили также и в состав костюма невесты.
Полотенце использовалось у
русских как головное
покрывало 143 и как платок, который невеста держала в
правой руке, стоя перед алтарем во время венчания. Такие
русские «ручные полотенца» в фондах музея имеются из Тамбовской и
Владимирской губерний. Там- • бовские полотенца 144 поступили в
основном из деревень Кирсановского у., лишь два — из Козловского. В научной
документации музея они названы
венчальными или свадебными, однако в аннотациях к ним, составленным
собирателем В. П. Шнейдер в 1904
г., их назначение раскрывается более подробно: «Во время
венчания невеста держит его в руке -^ через третий палец» иь. Эти
небольшие полотенца сшиты из белой льняной домашней ткани и украшены на
узких концах вышивкой. Ширина
орнаментальной полосы — от двух до
восьми сантиметров. Орнамент вышивки —
геометрический: бордюры,
составленные из ромбов с
крючьями, розеток, треугольников и квадратов. Часть
узоров выполнена шелковыми нитками в технике росписи и глади.
Контур узора вышивается черными или коричневыми шелковыми нитками, узор
заполня-ется гладью розовым, желтым, светло-зеленым или песочным шелком. Другая
группа полотенец вышита росписью красной хлопчатобумажной ниткой.
Из Владимирской губ. в собрании музея имеется один такой
«ручной: платок», поступивший из д. Каменеве Ковровского у.146 На
четырех углах он украшен вышивкой, выполненной желтым, коричневым и голубым
шелком росписью и гладью. Орнамент — крупный ромб с крючьями. Полотенец,
украшавших костюм свата, дружки, поезжан в собрании музея не очень много: 7
полотенец — из русских губерний, 13 — украинских, 2 —■
белорусских.
Русские полотенца, подарки невесты дружке, поступили
в музей из д. Ивачино Кадниковского у. Вологодской губ.147, из
деревень Кирилловского у. Новгородской губ.148 и Борисоглебского у.
Ярослав-, ской губ.149 Все полотенца белые, домотканные, украшенные
вышивкой. Дружка обычно ими подпоясывался или затыкал за пояс. Три ширинки
из Олонецкой губ. 150
|