{::Введение ::}

Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного ритуала

Сарафан сшит из трех прямых полотнищ и двух клиньев с передним швом. Лямки и верхняя его часть обшиты красным кумачом. Передний шов прикрыт се­ребряным позументом, окантованным красным шерстяным шнурком. На позумент нашиты цветные стеклян­ные пуговицы в жестяной оправе. На груди — неширокая полоса по­зумента и несколько рядов белого хлопчатобумажного сутажа. Осо­бенно богато украшен подол. Он об­шит чередующимися полосами из бе­лого сутажа, шелковыми лентами с синими и желтыми цветами и зе­леными листьями, позументом, ку­мачом и толстым зеленым шерстяным шнуром.

Головные уборы. «Девичья кра­сота» — наиболее интересный пред­мет вжоллекции из западных губер-


леными и красными шерстяными нитками и украшена белой и малино­вой узорчатой тесьмой и стеклярусом.

Костюм из д. Незнакомовка Там­бовского у. Тамбовской губ. так же, как и орловский, датируется первым десятилетием XX в. Однако он пред­ставляет собой костюм городского образца, состоящий из юбки, кофты, передника, повойника и бус 89.

Рубахи. Очень интересны для ис­следователей три женские рубахи, хранящиеся в собрании музея. Две из них — венчальные, одна — пода­рок невесты свекрови в день свадьбы. Венчальная рубаха из д. Хитрово Данковского у. Рязанской губ.90 из белого домашнего холста сшита с косыми поликами. Единственные ее украшения — белое льняное кру­жево на оплечье и вдоль полика и уз­кая красная обшивка на вороте. Отсутствие богатых украшений — характерный признак венчальной одежды девушки из некоторых южно­русских губерний, в частности Ря­занской, Калужской. В то же время хранящаяся в музее девичья под­венечная «старинная рубаха» из д. Курдяевка Новосильского у. Тульской губ.91 орнаментирована очень богато (рис. 9 в, г). Это — цельная рубаха из белой домотка­нины с косыми поликами из красной холщовой ткани и прямым рукавом с клином, пришитым к ее полотнищу. Считалось, что цельная рубаха пре­дохранит невесту «от порчи, сглаза и лихих слов». Ее верхняя часть укра­шена вышивкой и красным холстом «по-старинному». По лики окаймлены узкой полосой вышивки из ромбов, выполненной двусторонним швом красной ниткой. Плечо между поли­ном и рукавом украшено горизон­тальными полосами с крючьями. Оплечье рукавов зашито такими полосами,   но   положенными   верти­кально .

Женская рубаха, подарок невесты свекрови из д. Александро-Праско-вино Сапожковского у. Рязанской губ. , была сшита из белого холста в 1895 г. Это цельная рубаха из бе­лого холста с белыми косыми поли­ками и длинными прямыми рука­вами. Обращает внимание цвет ее орнаментации: чёрный и белый. Узкие полоски вышивки распола­гаются на обшивке ворота и оплечье (рис. 11). Единственным ярким пят­ном на ней является кумачовая об­шивка переднего разреза ворота.

Сарафан. С конца XIX в. в вен­чальный костюм девушки входили, как правило, рубаха и сарафан. В музее имеется один сарафан из Во­ронежской губ.93