{::Введение ::}
Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного
ритуала
Так, венчальным
головным убором в черевковском костюме
является вязаный на спицах из белых ниток колпак длиной около 1 м. В этот колпак просватанная
девушка убирала косу. Колпак обычно носили с девичьей повязкой или с обвитой
вокруг головы шелковой косынкой 31. В
коллекционной описи он назван «честной колпак» и
«эмблема невинности».
Черевковская невеста носила треугольную шейную косынку
из красного «грицета» — плотной шелковой ткани с узором, выполненным золотой
битью. Под венцом девушка стояла в теплушке — короткой двубортной одежде из
черного сукна, отрезной по талии, с крупными борами (сборками) на спине.
Все три костюма поступили в музей в 1905 г. и были изготовлены,
вероятно, за несколько десятилетий До этого. Для
костюма из с. Ляменги можно дать более точную датировку, так
как на ткани юбки сохранилось фабричное клеймо «С: Ф: М: К: Щербакова». Оно
расшифровывается как «содержателя фабрики московского купца Щербакова». В
Указателе фабрик и мануфактур Московской губ. за 1845 г. значится московской
гильдии купец Щербаков Иван Яковлевич, фабрика которого в Лефортово выпускала
штофную ткань 32. В «Ведомостях о фабрикантах и мануфактурах
Московской губернии на 1853 год» записан московской второй гильдии купец
Щербаков Яков Афанасьевич, который имел в Лефортове фабрику штофных тканей и
платков 33. Следовательно, ткань датируется концом 40—началом 50-х
годов XIX в. Вероятно,
к этому же времени может быть отнесен и костюм.
Одежда новобрачной из д. Кома-рицы 34
(рис. 3) отличается от других свадебных костюмов Сольвычегод-ского у.
Она сшита из ткани домашнего производства. Поверх «воротка» из белого
коленкора надевался пестрядинный прямой на сборках сарафан и белый передник —
нагрудник, укреплявшийся завязками выше груди. Шейным украшением служила
треугольная холщевая косынка. Передник и косынка украшены красным
геометрическим узором, выполненным в технике браного ткачества. Можно
предполагать, исходя из времени его поступления в музей, что он был изготовлен
в 60—70-е годы XIX в.
Костюм новобрачной имеется в музее также из с. Усть-Цыльмы
Архангельской губ.33 Он был сшит в начале XX в., но использовался как свадебный
еще в 50-е годы XX в.
Первый раз этот костюм надевала молодая женщина после венчания, а затем носила
только по праздни-кам зе. В начале XX в. он.считался
дорогим. Все его
части: рубаха, сарафан, коротена,
косынка к повойнику сделаны
из шелковых и полушелковых тканей. Для верхней части
составной рубахи был выбран ярко-красный канаус.
Стоячий воротник украшен позументом, а прямые полики выкроены из
фиолетовой с золотым узором шелковой ткани. Прямой на сборках сарафан сшит из
очень яркой полосатой ткани: широкие вертикальные красные полосы,
украшенные ромбами с заключенными
в них разноцветными розетками, чередуются
с узкими полосками белого, желтого, зеленого, фиолетового
цветов. Косоклинная распашная коротена на лямках сделана из желтой
хлопчатобумажной ткани, украшенной крупными красными розами с зелеными
листьями, вытканными шелковыми нитками.
Головной убор новобрачной из Усть-Цыльмы состоит из
повойника в виде круглой шапочки с твердым дном и платка. Повойник по околышу и
дну вышит золотой и серебряной пряденой нитью. Орнамент — стилизованные цветы
с листьями и извивающимися ветвями.
|