{::Введение ::}
Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного
ритуала
регионов во все времена его существования была очень
незначительна. Из трех костюмов этого региона два женских костюма из
Самарской (1914 г.)
ш и Оренбургской губерний 112 (1918 г.) представляют собой
костюмы городского образца, состоящие из кофты с высоким стоячим воротником,
двух юбок и головного платка.
Третий
костюм —- венчальная одежда уральской казачки 113 (рис. 14) —
отличается от первых двух традиционностью составляющих
его частей. Он состоит из кофты, сарафана, пояса, косынки. Кофта —
это типичная . рубаха со слитными по ликами и пышными рукавами. Она сшита из
кремового атласного шелка, украшенного мелкими букетиками золотых цветов.
Сарафан также сшит из дорогого
материала — «переливчатого» шелка зеленого цвета. По покрою — это ко-соклинный
распашной сарафан. Однако он имеет длинный шлейф по «городской моде».
Пояс выткан из золотых пряденых нитей. В качестве головного
убора здесь использовалась треугольная косынка из черного
муара, вышитая золотой битью и обшитая с двух сторон черным кружевом.
Концы косынки сзади закреплялись черным вышитым битью бантом. Костюм был
подарен женихом на. свадьбу своей невесте в 1893 г. Обычай
дарить подвенечный наряд невесте был широко распространен в
г. Уральске, откуда этот костюм происходит.
Из женской свадебной одежды в музее имеется еще головной
убор, надевавшийся на новобрачную после венца и платок. Головной убор из с.
Кежма Енисейского у. Енисейской губ.114 — это обруч из пеньки, обшитый
ситцем. Его надевали с платком «кокеткой».
Платок , хранящийся в фондах, — дар молодухи
поезжанам. Это — тонкий ситцевый платок. Украинская свадебная одежда
Собрание украинской свадебной одежды в музее не так
богато, как русской. В его состав входит меньшее число экспонатов, а их подбор
таков, "что не позволяет с достаточной полнотой представить свадебную
одежду различных групп украинского населения. Собрание скомплектовано в
основном отдельными предметами женской свадебной одежды из разных губерний,
причем преобладают свадебные девичьи венки. Большая часть экспонатов поступила
в музей в 1902—1913 гг. и датируется концом XIX—началом XX
в.
Костюмы. В коллекции всего два украинских свадебных
костюма: невесты из м. Жовнин Золотоношского у. Полтавской губ.117
и жениха из г. Чагрова в Восточной Галиции 118.
Оба
костюма поступили в музей в начале XX в.
В аннотациях,
сделанных собирателем девичьего костюма И. А. За-рецким,
указывается, что «костюм современный», т. е. бытовал в
начале XX в. В его
состав входит семь предметов: сорочка, юбка,
безрукавка, фартук, головной убор, ожерелье
и обувь. Все эти вещи, за исключением головного
убора, надевались не только на свадьбу, но и в праздничные дни.
|