{::Введение ::}
Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного
ритуала
чале XX в.
Костюмы. Из Смоленской губ. в музее хранятся три свадебных женских костюма из
Вельского и Юхновского уездов 78
(рис. 9). Два костюма из д. Лядцы Юхновского у. интересны тем, что они
принадлежали одной женщине, которая сшила их для своей свадьбы в 1915
г. В одном костюме она венчалась, а в другом на
следующий день после венца «шла за дарами». К сожалению, костюмы не полные по
своему составу: отсутствуют головные уборы, пояса, верхняя одежда. Владелица
сохранила на память о своей свадьбе и принесла затем в музей только рубахи,
сарафаны и обувь — ботинки на каблуке со шнуровкой. Однако, несмотря на это, их
сопоставление позволяет выявить разницу в костюмах двух эте-лов свадебного
обряда, на которую указывают исследователи. венчальном
костюме рубаха сшита из белой домашней полубумажной
ткани. По покрою — это рубах
а-сшгошница, т. е. полотнища ткани
идут от ворота до подола, что очень характерно для свадебных рубах 7Э. Она
выкроена со слитными поликами и длинными рукавами, собранными
у запястья и украшенными обшлагом-воланом из красного в цветочек ситца. Рубаха
орнаментирована «затканками» — полосами из ромбов,
выполненных браной техникой красными бумажными нитками с добавлением синих и
зеленых. Орнамент располагается горизонтальными рядами по всему
рукаву, широкой полосой на подоле и узкой на стойке ворота.
Поверх
рубахи надевался косо-зелинный сарафан с передним швом и
клиньями, сшитый из синей полубумажной домашней ткани. Лямки,
проймы, подол, передний шов обшиты широкой тесьмой, галуном и белым
шнуром. С точки зрения владелицы, этот костюм был менее богат и наряден,
чем тот, в котором она ходила «за дарами». Верхняя часть рубахи,
входившей в состав этого костюма,
сшита из белого коленкора, нижняя — из
тонкой бежевой фабричной ткани. Покрой
рубахи аналогичен венчальной, но украшения иные, В оплечья рукавов вшиты две
затканки с геометрическим орнаментом, разделенные белой вышивкой
вырезами. Ворот и рукава украшены воланами из коленкора и обшиты белой фабричной лентой с красным
узором.
Сарафан, прямой на
сборках, сделан из ярко-красного сатина и по лямкам, подолу, верхнему краю обшит черной тесьмой. По всей вероятности,
не случайно при изготовлении этих двух костюмов для венчального были выбраны
ткани домашней выработки, темно-синий цвет
сарафана, старинный покрой рубахи — сплош-ницы и сарафана-клинника,
традиционная орнаментация. Это подтверждает положение о том, что в венчальной
одежде дольше сохраняется традиционный покрой и традиционная ткань.
В костюме невесты из
Вельского у. особенности венчальной одежды прослеживаются не столь ярко.
Верхняя часть рубахи с прямыми по ликами и длинным рукавом сшита из белого
коленкора. Оплечья и манжеты украшены вышивкой крестом (красными, желтыми,
черными бумажными нитками). Орнамент на оплечьях: сцепленные друг с другом
свастики, на манжетах — цветы. Сарафан, надевавшийся
поверх рубахи так же, как и в юхновском венчальном костюме,
косоклинный, из черной китайки, плотной
фабричной бумажной ткани. По подолу и на груди богато украшен
желтой и фиолетовой шерстяной
тесьмой, шелковыми зелеными лен
|