{::Введение ::}
Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в
обрядах и обычаях
При встрече молодые под ноги им бросают кожух или шубу, и мать
обсыпает их зерном, конфе- ' тами, деньгами, чтоб были здоровы, имели детей и
богато жили (Иваш-нина, 1980, 90). В Винницкой обл. дорожку протягивают
к клубу, где должна производиться регистрация брака: дружки и свашки с букетами
и траурной одежде; вместе с тем гроб стали обивать красной
материей. Красная ткань, широко применявшаяся на гражданских похоронах в
городах, распространилась и в деревне. На Севере (в Архангельской обл.)
старые женщины запасают себе «на смерть» несколько метров кумача для обивки
домовины. Специально вытканные дорожки (на льняной основе с утком из разноцветных
полосок ткани) употребляют для подстилки при перевозке домовины на кладбище.
Полотенце играет немалую роль в обряде: используется при выносе домовины из
дома (Пермская обл.; Кремлева, 1978), обязательно возлагается на
домовину (Архангельская обл.), идущий впереди процессии на полотенце несет
подушечку с орденами и медалями покойного (Пинега; Обрядовый, 1980).
В какой мере изменился сейчас обычай ряжения при
похоронах в Западной Украине, недостаточно выяснено. В 1940-х годах зафиксировано
около 200 вариантов похоронных игр в селениях Закарпатья (Симо-ненко, 1948,
84), но, к сожалению, их подробные описания не были опубликованы. Отмечен
театрализованный характер игр, с использованием бутафории, костюмов, но
большинство из них уже в 40-е годы не имели непосредственной связи с
похоронными обрядами и носили развлекательный характер (Кру-пянская,
1948, 17).
Полной перестройке и переосмыслению, а в значительной степени и
исчезновению подвергались обряды, связанные с сельскохозяйственным
производством. В первые десятилетия после Великой Октябрьской социалистической
революции сохранялись некоторые обрядовые циклы — масленичный,
русальный и другие, о которых писали многие авторы. Но с
социалистической перестройкой деревни, с изменением мировоззрения
крестьянства их в значительной мере перестали выполнять (Тулъ-цева, 1970,
117; Полищук, 1975, 111). Материалы 1960—1970-х годов из Калужской обл.
показали полное угасание традиционной обрядности. Кое-что сохранилось лишь в
воспоминаниях людей старшего поколения или перешло в детские игры (Круглое,
1977, 96-104).
Обычай отмечать (и при этом одеваться нарядно) начало и конец трудовых
процессов принят повсюду: в день первого выгона скота в поле после зимнего
содержания, в гуцульский праздник «проводы на полонину», начало и конец жатвы и
пр. Созданы праздники первой борозды, проводов зимы, встречи весны и др. Особую
популярность получили празднества уборки урожая (дожинки, обжинки). Изменилась
прошлая социальная основа праздника, он потерял свою аг-рарно-магическую
функцию.
|