{::Введение ::}

Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в обрядах и обычаях

При встрече молодые под ноги им бросают кожух или шубу, и мать обсыпает их зерном, конфе- ' тами, деньгами, чтоб были здоровы, имели детей и богато жили (Иваш-нина, 1980, 90). В Винницкой обл. дорожку протягивают к клубу, где должна производиться регистрация брака: дружки и свашки с букетами



 

 

и траурной одежде; вместе с тем гроб стали обивать красной материей. Красная ткань, широко применяв­шаяся на гражданских похоронах в городах, распространилась и в де­ревне. На Севере (в Архангельс­кой обл.) старые женщины запасают себе «на смерть» несколько метров кумача для обивки домовины. Спе­циально вытканные дорожки (на льняной основе с утком из разно­цветных полосок ткани) употребляют для подстилки при перевозке домо­вины на кладбище. Полотенце иг­рает немалую роль в обряде: ис­пользуется при выносе домовины из дома (Пермская обл.; Кремлева, 1978), обязательно возлагается на домовину (Архангельская обл.), иду­щий впереди процессии на полотенце несет подушечку с орденами и ме­далями покойного (Пинега; Обря­довый, 1980).

В какой мере изменился сейчас обычай ряжения при похоронах в За­падной Украине, недостаточно выяс­нено. В 1940-х годах зафиксировано около 200 вариантов похоронных игр в селениях Закарпатья (Симо-ненко, 1948, 84), но, к сожалению, их подробные описания не были опубликованы. Отмечен театрали­зованный характер игр, с исполь­зованием бутафории, костюмов, но большинство из них уже в 40-е годы не имели непосредственной связи с похоронными обрядами и носили развлекательный характер (Кру-пянская,   1948,   17).

Полной перестройке и переосмыс­лению, а в значительной степени и исчезновению подвергались обряды, связанные с сельскохозяйственным производством. В первые десятиле­тия после Великой Октябрьской со­циалистической революции сохраня­лись некоторые обрядовые циклы — масленичный,   русальный  и другие, о которых писали многие авторы. Но с социалистической перестрой­кой деревни, с изменением мировоз­зрения крестьянства их в значитель­ной мере перестали выполнять (Тулъ-цева, 1970, 117; Полищук, 1975, 111). Материалы 1960—1970-х годов из Калужской обл. показали полное угасание традиционной обрядности. Кое-что сохранилось лишь в вос­поминаниях людей старшего поко­ления или перешло в детские игры (Круглое, 1977, 96-104).

Обычай отмечать (и при этом оде­ваться нарядно) начало и конец трудовых процессов принят по­всюду: в день первого выгона скота в поле после зимнего содержания, в гуцульский праздник «проводы на полонину», начало и конец жатвы и пр. Созданы праздники первой борозды, проводов зимы, встречи весны и др. Особую популярность получили празднества уборки уро­жая (дожинки, обжинки). Измени­лась прошлая социальная основа праздника, он потерял свою аг-рарно-магическую функцию.