{::Введение ::}

Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в обрядах и обычаях

особыми (отличными от обычных) швами, используя для шитья ста­рую технику (изготовление похорон­ной одежды), необычным образом одевать одежду (свадебную, погре­бальную) и т. д.

В ряде случаев обряд определял форму одежды. Обязательное за­крывание рук, особенно правой руки (не быть «голбручкой»), связанное с определенными представлениями населения, вызывало необходимость изготовления «шубки длинный ру­кав», рубах-долгорукавок, опреде­лило значительную ритуальную роль рукавиц, перчаток в семейных, в ча­стности свадебных обрядах.

Наряду со специально изготов­ленной одеждой в обрядах использо­валась и обычная или праздничная одежда, приобретавшая в этом слу­чае обрядовую функцию. Так, для обязательного закрывания невесты во время ее поездки к венцу и об­ратно могло служить специальное покрывало, как, например, в с. Ме­лихово Рязанской губ., где покры­валом был красный ситцевый набив­ной платок с пришитыми к нему длинными черными шелковыми ки­стями, закрывавшими лицо невесты. Но нередко для этого использовали обычную шаль, платок, полотенце и даже одеяло. Обычная меховая одежда, вывернутая волосом вверх, имела ритуальное значение во всех обрядах.

Ряд отдельных элементов, вклю­ченных в обычный костюм, превра­щали его в обрядовый, указывая на причастность того или иного лица к определенному ритуалу (вшки уча­стников свадьбы, кв1тки жениха и дружки, шапочка свахи, полотенца, ширинки, пояса, подпоясанные или перевязанные через плечо, раз­личные атрибуты и т. д.).

Можно   констатировать,   что   традиционный (национальный во всех его региональных вариантах) ко­стюм, когда он исчезал из обихода сельского населения, становился только обрядовым (русальный, троич­ный наряды, свадебная и похорон­ная одежда). В обрядовой одежде XIX—начала XX в. как бы закон­сервировались древнейшие архаиче­ские формы в виде куска ткани, покрывала, платка, савана, простей­шей шитой одежды прямого или меш­кообразного покроя (гугля, кодман, куколь и др.), а также прически и обуви.

Одежда и прическа отражали воз­растную дифференциацию и семей­ное положение, что лучше было вы-. ражено в женской одежде и сохра­нилось местами в XX в. Отмечались все этапы жизни женщины: девочка, девушка, достигшая половой зрело­сти, просватанная девушка — не­веста, молодая первого года заму­жества, пожилая и старая.

Костюм и материальные атрибуты обрядов были связаны с магической символикой. Многие символы, ви­димо, когда-то имели магическую основу, восходя к апотропейной, кар-погонической, катартической (очи­стительной) и другим типам магии (я пользуюсь терминологией, пред­ложенной С. А. Токаревым (Тока­рев, 1959, 26—35). Покрывало не­весты, пояс, поношенная обувь, спо­собы одевания и изготовления сва­дебной и погребальной одежды имели апотропейное значение. Меховая одежда, мех, целощная рубаха не­весты (ее первоначальное значение в дальнейшем, по-видимому, было переосмыслено) выполняли карпо-гоническую роль, но чаще всего в символике костюма сливались раз­личные принципы магии. Охрани­тельное и одновременно продуцирую­щее значение имели головные уборы  представлениям населения) как бы скрыта в нагом теле (Богатырев, 1971, 315).

Обрядовая нагота заключала в себе как бы два противоположных мо­мента: с одной стороны, она имела охранительное значение от злых сил; с другой — ее использовали в слу­чае необходимости общаться с этими силами (искать коренья и травы в Иванову ночь, «выводить кудеса» и пр.). Крестьяне считали, что у пред­метов, бывших в употреблении при богослужении, освященных цер­ковью, усиливались их магические свойства (одежда, перстень, свечи, семена, травы и пр.).