{::Введение ::}
Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в
обрядах и обычаях
особыми (отличными от обычных) швами, используя для шитья старую
технику (изготовление похоронной одежды), необычным образом одевать одежду
(свадебную, погребальную) и т. д.
В ряде случаев обряд определял форму одежды. Обязательное закрывание
рук, особенно правой руки (не быть «голбручкой»), связанное с определенными
представлениями населения, вызывало необходимость изготовления «шубки длинный
рукав», рубах-долгорукавок, определило значительную ритуальную роль рукавиц,
перчаток в семейных, в частности свадебных обрядах.
Наряду со специально изготовленной одеждой в обрядах
использовалась и обычная или праздничная одежда, приобретавшая в этом случае
обрядовую функцию. Так, для обязательного закрывания невесты во время ее
поездки к венцу и обратно могло служить специальное покрывало, как, например,
в с. Мелихово Рязанской губ., где покрывалом был красный ситцевый набивной
платок с пришитыми к нему длинными черными шелковыми кистями, закрывавшими
лицо невесты. Но нередко для этого использовали обычную шаль, платок, полотенце
и даже одеяло. Обычная меховая одежда, вывернутая волосом вверх, имела
ритуальное значение во всех обрядах.
Ряд отдельных элементов, включенных в обычный костюм, превращали
его в обрядовый, указывая на причастность того или иного лица к определенному ритуалу
(вшки участников свадьбы, кв1тки жениха и дружки, шапочка свахи, полотенца,
ширинки, пояса, подпоясанные или перевязанные через плечо, различные атрибуты
и т. д.).
Можно
констатировать, что традиционный (национальный во всех
его региональных вариантах) костюм, когда он исчезал из обихода сельского
населения, становился только обрядовым (русальный, троичный наряды, свадебная
и похоронная одежда). В обрядовой одежде XIX—начала XX
в. как бы законсервировались древнейшие архаические формы в виде куска ткани,
покрывала, платка, савана, простейшей шитой одежды прямого или мешкообразного
покроя (гугля, кодман, куколь и др.), а также прически и обуви.
Одежда и прическа отражали возрастную дифференциацию и семейное
положение, что лучше было вы-. ражено в женской одежде и сохранилось местами в
XX в. Отмечались все
этапы жизни женщины: девочка, девушка, достигшая половой зрелости,
просватанная девушка — невеста, молодая первого года замужества, пожилая и
старая.
Костюм и материальные атрибуты обрядов были связаны с
магической символикой. Многие символы, видимо, когда-то имели магическую
основу, восходя к апотропейной, кар-погонической, катартической (очистительной)
и другим типам магии (я пользуюсь терминологией, предложенной С. А. Токаревым (Токарев,
1959, 26—35). Покрывало невесты, пояс, поношенная обувь, способы одевания
и изготовления свадебной и погребальной одежды имели апотропейное значение.
Меховая одежда, мех, целощная рубаха невесты (ее первоначальное значение в
дальнейшем, по-видимому, было переосмыслено) выполняли карпо-гоническую роль,
но чаще всего в символике костюма сливались различные принципы магии. Охранительное
и одновременно продуцирующее значение имели головные уборы представлениям населения) как бы скрыта в
нагом теле (Богатырев, 1971, 315).
Обрядовая нагота заключала в себе как бы два противоположных
момента: с одной стороны, она имела охранительное значение от злых сил; с
другой — ее использовали в случае необходимости общаться с этими силами
(искать коренья и травы в Иванову ночь, «выводить кудеса» и пр.). Крестьяне
считали, что у предметов, бывших в употреблении при богослужении, освященных
церковью, усиливались их магические свойства (одежда, перстень, свечи, семена,
травы и пр.).
|