{::Введение ::}

Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в обрядах и обычаях

 

 

 


Основные участники свадьбы имеют отметки в костюме, аксессуарах, хотя и не в той мере, как это было в прош­лом. Сваха надевает традиционный костюм (если он еще бытует), а в не­которых местах, кроме того, и осо­бый головной убор — шапочку, ук­рашенную перьями, как, например, у белорусов в Гродненской обл. (рис. 38). Следует заметить, что в са­мих свадебных чинах произойти боль­шие изменения. Появились новые чины — свидетели регистрации бра­ка. Их нередко называют кумом и кумою (Рязанская обл., Ивано-Франковская обл.). Дружко или ша­фер распоряжается свадьбой весьма относительно. Нередко распорядок свадьбы ему подсказывают пожилые люди. В Псковской обл. игрицы — женщины пожилого возраста — «иг­рают песни» и подсказывают поря­док свадебного ритуала (Ивашнева, 1980,  86).

Дружко-шафер имеет обычно пе­ревязку через плечо, квитку, буке­тик цветов, живых или искусствен­ных. Основной в прошлом атрибут дружки — плеть — вывелся из оби­хода с исчезновением представлений, связанных с нею (апотропейного и карпогонического    значения).

Палицы используются в качестве посошков сватов, а топоры как при­надлежности жениха и некоторых других участников свадьбы в Запад­ной Украине (Весшля, 19706, 311, 320). В украинской и белорусской свадьбах употребляются свечи и сох­раняется свадебный чин светилка (даже если брак — гражданский). Свечи2, разукрашенные в разные цвета и позолоченные (рис. 37, а), перевязанные лентами и ветками ас­парагуса, гости несут в руках, когда провожают молодых в ЗАГС, а по возвращении из ЗАГС'а ставят в па­радном помещении,  где происходит застолье. Примечательно, что, по традиции, их не сжигают полностью, а сохраняют. Другие свадебные ат­рибуты — изделия из текстиля: ковры, дорожки, скатерти, занавеси, ширинки, особенно полотенца, со­путствуют почти на всех этапах свадебному ритуалу, украшают ин­терьер (рис. 39, 40). Сохраняется традиция подпоясывания рушником украинской невесты в момент пригла­шения на свадьбу и в ее первый день (Здоровега, 1974, 154). В последние годы стало особой модой перевязы­вать до 80—100 человек участников свадьбы рушниками, хустками, ма­терией (Юго-Восточная Украина; Бо-рисенко, 1979, 63). В трансформи­рованном виде этот обычай вошел в обряд регистрации: работник ЗАГС'а имеет перевязку через плечо из широкой полосы ткани красного цвета. В Черновицкой обл. встре­чают молодых у ЗАГС'а парень и девушка: парень перевязан голубой стр1чкой через плечо, а девушка — розовой (Весшля, 19706, 311).

Полотенце (рушник) не утеряло своих функций и приобрело новые. При помощи рушника или полосы ткани на Украине и в Белоруссии устраивают дорожку молодым, иду­щим к шлюбу — регистрации брака, и по возвращении в хату протяги­вают его до места, где сажают моло­дых. При этом на скамью кладут кожух или подушку для них. Ме­ховая одежда используется, хотя ей и не придают такого значения, как раньше.