{::Введение ::}
Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в
обрядах и обычаях
Основные участники свадьбы имеют отметки в костюме, аксессуарах,
хотя и не в той мере, как это было в прошлом. Сваха надевает традиционный
костюм (если он еще бытует), а в некоторых местах, кроме того, и особый
головной убор — шапочку, украшенную перьями, как, например, у белорусов в
Гродненской обл. (рис. 38). Следует заметить, что в самих свадебных чинах
произойти большие изменения. Появились новые чины — свидетели регистрации брака.
Их нередко называют кумом и кумою (Рязанская обл., Ивано-Франковская обл.).
Дружко или шафер распоряжается свадьбой весьма относительно. Нередко
распорядок свадьбы ему подсказывают пожилые люди. В Псковской обл. игрицы —
женщины пожилого возраста — «играют песни» и подсказывают порядок свадебного
ритуала (Ивашнева, 1980, 86).
Дружко-шафер имеет обычно перевязку через плечо, квитку,
букетик цветов, живых или искусственных. Основной в прошлом атрибут дружки —
плеть — вывелся из обихода с исчезновением представлений, связанных с нею
(апотропейного и карпогонического значения).
Палицы используются в качестве посошков сватов, а
топоры как принадлежности жениха и некоторых других участников свадьбы в Западной
Украине (Весшля, 19706, 311, 320). В украинской и белорусской свадьбах
употребляются свечи и сохраняется свадебный чин светилка (даже если брак —
гражданский). Свечи2, разукрашенные в разные цвета и позолоченные
(рис. 37, а), перевязанные лентами и ветками аспарагуса, гости несут в
руках, когда провожают молодых в ЗАГС, а по возвращении из ЗАГС'а ставят в парадном
помещении, где происходит застолье. Примечательно, что, по традиции, их
не сжигают полностью, а сохраняют. Другие свадебные атрибуты — изделия из
текстиля: ковры, дорожки, скатерти, занавеси, ширинки, особенно полотенца, сопутствуют
почти на всех этапах свадебному ритуалу, украшают интерьер (рис. 39, 40).
Сохраняется традиция подпоясывания рушником украинской невесты в момент приглашения
на свадьбу и в ее первый день (Здоровега, 1974, 154). В последние годы
стало особой модой перевязывать до 80—100 человек участников свадьбы
рушниками, хустками, материей (Юго-Восточная Украина; Бо-рисенко, 1979,
63). В трансформированном виде этот обычай вошел в обряд регистрации: работник
ЗАГС'а имеет перевязку через плечо из широкой полосы ткани красного цвета. В
Черновицкой обл. встречают молодых у ЗАГС'а парень и девушка: парень перевязан
голубой стр1чкой через плечо, а девушка — розовой (Весшля, 19706, 311).
Полотенце (рушник) не утеряло своих функций и приобрело новые. При
помощи рушника или полосы ткани на Украине и в Белоруссии устраивают дорожку
молодым, идущим к шлюбу — регистрации брака, и по возвращении в хату протягивают
его до места, где сажают молодых. При этом на скамью кладут кожух или подушку
для них. Меховая одежда используется, хотя ей и не придают такого значения,
как раньше.
|