{::Введение ::}
Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в
обрядах и обычаях
В 1940— 1950-х годах дожинки отмечали по производственным бригадам,
сейчас они носят широкий общественный характер. Праздник устраивается по
окончании жатвы зерновых, льна, а на Украине еще и после уборки сахарной свеклы
— «свята бу-ряковвдов» (Король, 1963, 65—71). Он стал праздником радости
труда, успехов и достижений и сопровождается чествованием передовых людей
производства. Их венчают венками из пшеницы, льна и цветов, хмеля, винограда, в
зависимости от той сельскохозяйственной культуры, которую заканчивают убирать.
Большие венки приносят в правление колхоза, где работников встречают
хлебом-солью на вышитом рушнике. Иногда праздник обжинки (на Ук-
Вместе с тем наблюдается и другой процесс: интерес к
истокам культуры, обращение к местным традициям, использование при формировании
новой обрядности элементов традиционного ритуала. Преемственность поколений в
восприятии лучших традиций народной культуры имеет воспитательно-нравственное
значение для молодежи. Проявление местной творческой инициативы в дополнении
традиционными элементами основной структуры обряда придает обрядам этническое
и локальное своеобразие. Если в прошлом в обрядах ужасное и смешное было рядом
{Громыко, 19756, 112), то теперь смешное, веселое получило новое
развитие, а ужасное постепенно отмерло.
Изменилась символика одежды (и других материальных
компонентов). Одни символы забыты, как забыты сами обычаи и обряды. Другие переосмыслены
и приобрели иное значение, появились новые (как, например, красная косынка
молодой вместо убора замужней женщины; использование красной ткани при похоронах,
одевание национального костюма, плетение венков из колосьев пшеницы, ржи на
современных праздниках урожая и т. д.) Ушли в прошлое негативные стороны
обрядов, унижавшие достоинство человека — обряды с «целошной» рубахой, запаской,
разувание мужа молодой, архаические, порою вредные элементы родильных и других
обрядов.
Вместе с тем ряд элементов ритуала,, магическая
символика которых давно забыта, связываются с добрыми пожеланиями и приметами.
Если религиозно-магические функции одежды заметно ослабли или вовсе исчезли,
то эстетические функции имеют огромное значение в современных обычаях
и обрядах.
Использование яркого и красочного костюма (где сохранился —
традиционного или созданного как «вторичный элемент» бытовой культуры),
разнообразных атрибутов, в том числе характерных произведений местного
искусства, создают особую праздничность обстановки и приподнятость настроения
в обрядах (особенно на. свадьбе).
В литературе, посвященной изучению современных
обрядов, авторы уделяют значительное внимание их зрелищной стороне (Угринович,
1975, 33-35; Мазаев, 1978, 282-307). Признавая ценность и необходимость
использования устнопоэти-ческих жанров, хореографии, следует иметь в виду и
материальные компоненты обрядов, которые придают им своеобразие, усиливают их
художественно-эстетическую сторону (Традиционные,
1981).
В заключение нельзя не отметить, необходимость
дальнейшего изучения как прошлой, так особенно современной обрядности
сельского населения (в намеченном в данной работе аспекте), что позволит сделать
более широкие обобщения и выводы.
|