{::Введение ::}
Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в
обрядах и обычаях
Важнейшей новой чертой была замена церковной обрядности
гражданской, что широко практиковалось
в городе среди рабочих, интеллигенции и проникло в сельскую
местность. Появляются комсомольская
свадьба, «красная» свадьба («червона
весшля» — укр.), октябрины, гражданские похороны. Н. П.
Гринкова, наблюдавшая в 1924 г. свадьбу в д. Ванино
Ржевского у. Тверской
губ., писала: «Свадьбу играли по-новому, бросив старые
«прихмотья» (Гринкова, 1926, 98), только некоторые черты сохранялись от
старого обряда. Так, невеста, одетая по-городскому (в розовую
юбку в складку и кофту с широким воротником
по тогдашней моде, в фате и флёрдоранже), ехала под
венец по традиции с распущенными волосами и под покрывалом, закрывшем ее
до пояса (Гринкова, 1926, 101). Свадьба отличалась лаконичностью
(была всего один день), исчезли из нее многие звенья, в частности, дары невесты. Автор, наблюдавший
эту свадьбу, записал: «. . .обычай одаривать близких родственников жениха
совершенно вывелся, как и развешивание «колиш-ных» г полотенец
в избе».
Важным
моментом стала свобода выбора жениха и
невесты, но традиция сватовства оставалась (Материалы, 1926, 132). Жених и
сваты одевались в хорошее платье, если его
не было, занимали у соседей. Устраивались
смотрины невесты с демонстрацией ее нарядов. В Ростовском у.
Ярославской губ. невесту одевали в лучшие платья, сменявшиеся ею по указанию
сватов до трех раз. В четвертый раз невеста появлялась в летнем пальто, а в пятый
— в зимнем пальто или ротонде, ботах, шали и, если была муфта, с муфтой
(Материалы, 1926, 43). Видимо, здесь идет речь о зажиточной невесте: в 1923—1925 гг., когда собирался
этот материал, деревня была значительно расслоена в социальном и имущественном
отношении.
Авторы работы о северорусской
свадьбе писали, что приданое понемногу начинает терять свое значение, но
сватовство могло и расстроиться, если у невесты не хватало какого-нибудь
пальто или же не сошлись в приданом (Материалы, 1926, 38). Все же главную роль
начинало играть мнение самой девушки, и
некоторые из них выходили замуж без приданого, а также без припроса со
стороны жениха. Однако в те годы таких браков было еще немного. Свадьба в первой половине 20-х годов была еще насыщена традиционными обрядами, хотя
автор,описавший южнорусскую свадьбу заметила, что «свадьбы меняются год от
году» (Гаген-Торн, 1926, 172). Выполнялись все
основные звенья
ритуала: сговор, запой, девшнник, свадебные дары и т. д.
Сохранились и такие черты, как надевание невестой печальной одежды, в которой
она вопила. Но многие из архаических эпизодов исчезли, как, например,
выставление мнимых невест и женихов или обычай дарить невесте лапти.
«Позыватые» просили у жениха для невесты «котки-лапотки и мыльца брусочек», на
что дружко им возражал: «Мы сроду лапти не нашивали. В нашем доме, барышни, их
плести-то не умеют» (Гаген-Торн, 1926, 180).
|