{::Введение ::}
Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в
обрядах и обычаях
Одежде и другим предметам, имевшим практическое, а
вместе с тем ритуальное значение, были присущи и эстетические функции. Яркой и
праздничной была одежда на свадьбе (у русских во второй ее период), на
традиционных праздниках, а также при многих трудовых процессах. Большей
нарядностью и особыми чертами отличался костюм молодых женщин первого года замужества,
до появления первого ребенка. Возможно, что, кроме функций эстетического и
престижного характера, этому костюму была присуща символика плодородия.
Большое значение имел цвет одежды, всегда
соответствовавший характеру обряда. Красной одежде и аксессуарам крестьяне
придавали, как видно из материалов, охранительное и продуцирующее значение.
Орнамент, украшения одежды в целом, атрибуты усиливали эту символику.
(См. Приложение).
Обязательное надевание во всех обрядах новой одежды
вызывалось желанием как можно лучше одеть участников того или иного обряда.
Возможно, что когда-то этому придавали и
охранительное значение, подобно употреблению в'обрядах не-начатого
куска холста, не початой воды и т. д.
Надевание
чистой одежды в определенных случаях
имело .символический смысл — должно было соответствовать
нравственной чистоте, необходимой, по
воззрениям крестьян, для выполнения
некоторых обрядов (при севе, опахивании и др.). Не все собранные
этнографические данные можно объяснить. Неясно,
например, чем определялось табу на металлические
предметы при венчании и погребении; каково значение
персонажа ряженого в лохмотьях,
появлявшегося в восточнославянском
свадебном ритуале и др. Противоречивость многих сведений, по-видимому,
объясняется сохранением хронологически разных пластов бытовой культуры или
региональными особенностями.
Материалы о роли и символике одежды у восточных славян отражают
их большое сходство, можно сказать, единство у всех трех народов, что не
исключает особенностей, имеющихся у каждого народа, и региональных вариантов.
Так, обычай кладки (в состав которой входила одежда
или деньги на нее) распространен был в XIX— начале XX
в. главным образом у русских. У украинцев и белорусов он был выражен
несравненно слабее — лишь немногие следы свидетельствуют о наличии его в
прошлом. Ряженье применялось у всех трех народов, но ряженье при погребальных
играх известно только украинцам (в XIX—начале XX
в. — на эграниченной территории, главным эбразом на юго-западе Украины).
Эдевание в зелень — обряд куста особенно характерен в Полесье у бе-торусов. В
родильных обрядах сохранение пережитков
кувады (и
связанное с ними переодевание
мужа в женское платье) зафиксировано на территории белорусов и в белорусско-русском
пограничье (Смоленский у.).
Большей
частью не содержание обрядов, а их выражение, характер
выполнения отличались разнообразием
и этнической спецификой. При общности
обрядов с прической и переменой головного
убора на свадьбе были отличия в их выполнении у русских, украинцев
и белорусов. Подрезание волос невесты у русских в
исследуемый период было символическим,
у украинцев местами оно сохранялось. У белорусов
бытовало в форме подрезания и под-. жигания волос. Обряд —
расплете-ние косы, ее выкуп и окручивание у
русских выполнялся раздельно,
|