{::Введение ::}
Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в
обрядах и обычаях
окручивание
в основном совершалось в церкви или в доме молодого. У
украинцев и белорусов этот обряд имел особенности: нередко выполнялись все три
элемента вместе и чаще в доме невесты перед отъездом в дом мужа. Прощание с
косой, с красной красотой в качестве развитого элемента обряда, существовавшее
у русских (особенно на Севере), сопровождалось олицетворением дивьей красоты,
представлением ее (а также белой кики) в образе живого существа. У украинцев и
белорусов прощание с девичеством не развилось в столь сложный, полный
трагизма свадебный этап. Причина коренилась, по-видимому, в
характере семьи, степени сохранности
в ней патриархальных
отношений, сравнительно долго державшихся на Русском Севере, что
содействовало сохранению установившихся традиций.
Одежда невесты в
русском свадебном ритуале отражала довольно резкое
деление свадьбы на две части — печальную и веселую, чего у украинцев и
белорусов, как можно судить по имеющимся материалам, не наблюдалось. У русских
одежда первого и второго периода свадьбы имела свои особенности на юге и на севере. В южнорусских губерниях до
венца невеста одевалась «но печали», в траурную одежду, отличную от
последующей яркой и нарядной одежды
молодухи. В севернорусских губерниях невеста была в «худом» платье,
надвинутом на глаза платке; терминология одежды свадебного периода отражала
его трагедийный характер.
Отвоз приданого у
украинцев и белорусов совершался большею частью вместе с отвозом самой молодой
в дом мужа, в то время как у русских это были два различных элемента
обряда.
В ходе изложения
материала автор отмечал общеславянские черты и некоторые параллели с другими народами, что обусловлено непосредственными
контактами, культурными взаимовлияниями восточнославянского населения с
соседями. Однако это сложная проблема не могла
быть освещена во всей своей широте и требует специального исследования.
В XIX—начале XX в. неуклонно шел
процесс трансформации обычаев и обрядов. Но коренные изменения в них произошли в советский период. Этот
процесс протекал неравномерно в разных регионах и разных социальных группах.
Интенсивность его зависела от ряда причин, в частности, от степени развития
капиталистических отношений (в прошлом), урбанизации
культуры и т. д.
В разные периоды Советской власти обрядность
развивалась по-разному
и прошла несколько этапов: 1) от
установления Советской власти до начала
массовой коллективизации; 2) с начала
коллективизации до Великой Отечественной войны,
включая первые послевоенные годы; 3) современный
период, начиная с 1950—60-х годов (Сабурова, 1967в,
48—49). Развитие шло не однолинейно (и не
равномерно цо регионам), сначала
упрощаясь, а затем все более усложняясь. Уже в начале
20-х годов исследователи зафиксировали значительные
сдвиги в сторону изменений
обрядности; они оставили описания семейных обрядов,
отметив особенности старой и новой свадьбы
(Н. И. Гринкова, Н. И. Гаген-Торн, сб. Материалы по
свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР и др.). В это
время свадебный обряд значительно упростился.
|