{::Введение ::}

Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в обрядах и обычаях

Новые черты в обрядах, зародив­шись еще в начале советского пе­риода, получали дальнейшее распро­странение на новых этапах разви­тия советского общества. В резуль­тате глубоких социальных, эконо­мических и культурных преобразо­ваний изменялся весь бытовой уклад и мировоззрение крестьянства, а вме­сте с тем отношение к обрядам. Иссле­дования 1950—1970-х годов показыва­ют, что с ростом культуры, благососто­яния советской деревни, стремлени­ем особо торжественно отметить важ­ные семейные события свадьбы стали пышнее, заметно оживились обряды. Семейным торжествам придается еще более широкое общественное зна­чение, чем раньше.

Изменение семейно-брачных отно­шений повлекло за собой изменение всей структуры свадебного цикла. Современная свадьба не представ­ляет сложной системы традицион­ных взаимосвязанных элементов, последовательно следующих один за другим; из них взяты отдельные элементы, главным образом те, ко­торые не потеряли своего эстети­ческого или функционального смысла (Тулъцева, 1979, 5). Основ­ные звенья ритуала составляют тор­жественная регистрация брака  (вытеснившая в основном церковный об­ряд) и свадебное застолье. Многие важные в прошлом звенья свадеб­ного цикла исчезли совсем или, переосмысленные, получили как бы новую жизнь. Так, обычай сватов­ства сейчас сводится к сближению, а то и первому знакомству родите­лей брачащихся или же просто к объ­явлению о браке (Пашкова, 1978, 62; Пушкарева, 1959, 49; Село, 1958, 236), поскольку молодые заранее до­говариваются между собой и с ро­дителями  о  нем.

Сильно выражена  тенденция к со­кращению досвадебной обрядности и изменению  ее  функций.   В   Псковс­кой обл., например, запойны объеди­няют в себе   сватовство, обглядины, заручины (Ивашнева, 1980, 86).  За-ручины   у   украинцев   и   белорусов Полесья представляют основную пред­свадебную церемонию, особенно в тех случаях, когда между  подачей заяв­ления в ЗАГС и свадьбой проходит какое-то   время (Пашкова, 1978, 84). Но   во   многих   местах    заручины, пропой, рукобитье вообще не устра­иваются. Функция девишника —про­щание  с  красной  красотой — поте­ряла свое значение. Если он устраи­вается, то в виде обычной вечеринки, на которую приходят жених с това­рищами.    Распространенный    ранее обычай   выплаты   женихом   кладки ушел в прошлое (Кубанские, 1967,  ' 222).   Что   касается   приданого,   то оно   не   является  показателем  при выборе   невесты,   что   нередко   на­блюдалось   в   прошлом,   и   состоит из   личных    вещей    невесты — пос­тельных     принадлежностей,   иногда какой-нибудь       посуды   и   мебели. Не делается попытки запасти одежду на  всю  жизнь:   в  приданое  входят вещи,   необходимые      молодым   на первых   порах супружеской жизни. Сохраняется   торжественный   отвозприданого в дом жениха накануне или в день свадьбы (рис. 32). Соп­ровождающие его иногда едут с гар­мошкой, песнями и пляской. У ук­раинцев и белорусов принято, как и раньше, положив приданое на по­возку (чаще всего — автомашину), посадить на него невесту. Иногда приданое раскладывают и развеши­вают в доме молодого для всеобщего обозрения. Этот обычай выполня­ется для престижности (быть не хуже других), но может способство­вать развитию мещанских наклон­ностей (Тулъцева, 1979, 8). Обряд дары — одаривание большею частью входит в современный свадебный ритуал.   Распространен   обычай  дарения рубашки жениху невестою, что практикуется иногда даже в го­родах   (Чистов,   1975,   39).

Рубаха-сорочка обычно фабрич­ного производства, но в отдельных местах по-прежнему считается не­обходимым, чтобы невеста сшила ее сама, а там, где развито вышивание, собственноручно вышила. В Моги­лев-Подольском р-не Винницкой обл. молодая приготовляет сорочку с клембовским узором и на блюде, перевязанном лентой, подает сорочку жениху.