{::Введение ::}
Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в
обрядах и обычаях
Новые черты в обрядах, зародившись еще в начале
советского периода, получали дальнейшее распространение на новых этапах развития
советского общества. В результате глубоких социальных, экономических и
культурных преобразований изменялся весь бытовой уклад и мировоззрение
крестьянства, а вместе с тем отношение к обрядам. Исследования 1950—1970-х
годов показывают, что с ростом культуры, благосостояния советской деревни,
стремлением особо торжественно отметить важные семейные события свадьбы стали
пышнее, заметно оживились обряды. Семейным торжествам придается еще более
широкое общественное значение, чем раньше.
Изменение семейно-брачных отношений повлекло за собой
изменение всей структуры свадебного цикла. Современная свадьба не представляет
сложной системы традиционных взаимосвязанных элементов, последовательно
следующих один за другим; из них взяты отдельные элементы, главным образом те,
которые не потеряли своего эстетического или функционального смысла (Тулъцева,
1979, 5). Основные звенья ритуала составляют торжественная регистрация
брака (вытеснившая в основном церковный обряд) и свадебное застолье.
Многие важные в прошлом звенья свадебного цикла исчезли совсем или,
переосмысленные, получили как бы новую жизнь. Так, обычай сватовства сейчас
сводится к сближению, а то и первому знакомству родителей брачащихся или же
просто к объявлению о браке (Пашкова, 1978, 62; Пушкарева, 1959,
49; Село, 1958, 236), поскольку молодые заранее договариваются между собой и с
родителями о нем.
Сильно
выражена тенденция к сокращению досвадебной обрядности и изменению
ее функций. В Псковской обл., например, запойны
объединяют в себе сватовство, обглядины, заручины (Ивашнева, 1980,
86). За-ручины у украинцев и
белорусов Полесья представляют основную предсвадебную церемонию,
особенно в тех случаях, когда между подачей заявления в ЗАГС и свадьбой
проходит какое-то время (Пашкова, 1978, 84). Но
во многих местах заручины, пропой,
рукобитье вообще не устраиваются. Функция девишника —прощание с
красной красотой — потеряла свое значение. Если он устраивается, то в
виде обычной вечеринки, на которую приходят жених с товарищами.
Распространенный ранее обычай выплаты
женихом кладки ушел в прошлое (Кубанские, 1967, '
222). Что касается приданого,
то оно не является показателем при
выборе невесты, что нередко наблюдалось
в прошлом, и состоит из
личных вещей невесты — постельных
принадлежностей, иногда
какой-нибудь посуды
и мебели. Не делается попытки запасти одежду на всю
жизнь: в приданое входят вещи,
необходимые молодым на
первых порах супружеской жизни. Сохраняется
торжественный отвозприданого в дом жениха накануне или в день
свадьбы (рис. 32). Сопровождающие его иногда едут с гармошкой, песнями и
пляской. У украинцев и белорусов принято, как и раньше, положив приданое на повозку
(чаще всего — автомашину), посадить на него невесту. Иногда приданое
раскладывают и развешивают в доме молодого для всеобщего обозрения. Этот
обычай выполняется для престижности (быть не хуже других), но может способствовать
развитию мещанских наклонностей (Тулъцева, 1979, 8). Обряд дары —
одаривание большею частью входит в современный свадебный ритуал.
Распространен обычай дарения рубашки жениху невестою, что
практикуется иногда даже в городах (Чистов, 1975,
39).
Рубаха-сорочка обычно фабричного производства, но в отдельных местах
по-прежнему считается необходимым, чтобы невеста сшила ее сама, а там, где
развито вышивание, собственноручно вышила. В Могилев-Подольском р-не Винницкой
обл. молодая приготовляет сорочку с клембовским узором и на блюде, перевязанном
лентой, подает сорочку жениху.
|