{::Введение ::}

Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в обрядах и обычаях

Село Клембовка    славится

 

(Московская, Рязанская, Архангель­ская и другие области), что имеет престижное значение, а может быть, и традицию: «так раньше делали». По записи Г. Н. Климовой, на рус­ской свадьбе в Лешуконском р-не в первый день невеста надевает белое шелковое платье и фату, затем ме­няла наряд в течение свадьбы до трех раз. «А как же, — рассказывала ис­следовательнице пожилая, женщина из д. Олема, — раньше ведь молодая тоже наряжалась в разные сарафаны, у кого и по 18 сарафанов было (ви-димо, у наиболее зажиточных. — Г. М.), все надо было показать» (Климова,    1978).

Там,  где сохраняется в какой-то мере    национальный    костюм,     не­веста   (реже — жених)   обязательно его надевают.    Таких селений оста­лось немного. Невеста надевает тра­диционный   костюм   на   определен­ных этапах свадьбы. В украинских селах,  например,  сложился обычай надевать его, когда невеста с подру­гами  идет  по  селению  приглашать на  вес1лля,   а  в  день  свадьбы  она надевает ставший традиционным го­родской    свадебный    наряд    (белое платье,   фату).   В   селениях   Белго­родской и Воронежской областей не­веста в первый свадебный день оде­вается в городской костюм, а на вто­рой день облекается в местный кра­сочный богато вышитый костюм, сос­тоящий  из  вышитой  холщовой  ру­башки или (что теперь чаще) сшитой из красной атласной ткани, поневы, расшитой  красным или  оранжевым гарусом, и сверкающего золотой пар­чой   и   вышивкой   головного   убора (сороки с рогатой кичкой). Изделия из шнура, бисера, стекляруса  укра­шают грудь, пояс. Необходимым до­полнением  к   сороке   являются  пе­рышки    селезня — косицы.    Тради­ционные костюмы надевают многие участницы свадьбы (Чижикова, 1979, 9—18; 1980, 19) (рис. 33). Вариантом такого же южнорусского комплекса костюма (с поневой) является кос­тюм молодой из с. Борщевое Ря­занской обл.; выполнен, правда, он в другом стиле и имеет местную специфику  (рис.   34).

Локальные      особенности   в   кос­тюме (там, где он сохранялся) были в   ряде   мест   еще   значительны   до 1930—1940-х годов. О. И. Кульчиц­кая в поездках по Украине зафикси­ровала   их   большое   разнообразие (Кулъчщка, 1959), которое в дальней­шем   постепенно   исчезало.   Все  же живые традиции национального кос­тюма более сохраняются в обрядах западных  районов  Украины  и   Белоруссии и в отдельных местах юж­норусских   областей   (рис.   35,   36). У гуцулов, например, в настоящее время молодая на свадьбу надевает вышитые сорочку и безрукавку (кип-тарь), нарядную запаску или спод-ницу,  на  голову — венок,  который потомменяет на хустку или рантух. Жених    такяее    надевает   киптарь, украшенный головной убор, в руках держит топорец. Однакоиздесь за­метно проникновение городских эле­ментов, особенно в обуви и мужском костюме.

Соотношение общесоветских и тра­диционных (этнических или ло­кальных) черт различается по ре­гионам, а также по социальным и профессиональным группам. Сва­дебный костюм может быть полностью современным городским, или же в одежду городского типа включа­ются некоторые местные элементы. Костюм может быть и национальным, традиционным, сохраняющимся в дан­ном районе (лишь с некоторыми об­щегородскими деталями), или на­циональным костюмом, выполнен­ным заново по старинным образцам,