{::Введение ::}
Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в
обрядах и обычаях
Село Клембовка славится
(Московская, Рязанская, Архангельская и другие
области), что имеет престижное значение, а может быть, и традицию: «так раньше
делали». По записи Г. Н. Климовой, на русской свадьбе в Лешуконском р-не в
первый день невеста надевает белое шелковое платье и фату, затем меняла наряд
в течение свадьбы до трех раз. «А как же, — рассказывала исследовательнице
пожилая, женщина из д. Олема, — раньше ведь молодая тоже наряжалась в разные
сарафаны, у кого и по 18 сарафанов было (ви-димо, у наиболее зажиточных. — Г.
М.), все надо было показать» (Климова, 1978).
Там,
где сохраняется в какой-то мере
национальный костюм, невеста
(реже — жених) обязательно его надевают. Таких
селений осталось немного. Невеста надевает традиционный
костюм на определенных этапах свадьбы. В украинских
селах, например, сложился обычай надевать его, когда невеста с
подругами идет по селению приглашать на
вес1лля, а в день свадьбы она надевает
ставший традиционным городской свадебный
наряд (белое платье, фату).
В селениях Белгородской и Воронежской областей невеста
в первый свадебный день одевается в городской костюм, а на второй день
облекается в местный красочный богато вышитый костюм, состоящий
из вышитой холщовой рубашки или (что теперь чаще) сшитой из
красной атласной ткани, поневы, расшитой красным или оранжевым
гарусом, и сверкающего золотой парчой и вышивкой
головного убора (сороки с рогатой кичкой). Изделия из шнура,
бисера, стекляруса украшают грудь, пояс. Необходимым дополнением
к сороке являются перышки
селезня — косицы. Традиционные костюмы надевают многие
участницы свадьбы (Чижикова, 1979, 9—18; 1980, 19) (рис. 33). Вариантом
такого же южнорусского комплекса костюма (с поневой) является костюм молодой
из с. Борщевое Рязанской обл.; выполнен, правда, он в другом стиле и имеет
местную специфику (рис. 34).
Локальные
особенности в костюме (там, где он сохранялся) были
в ряде мест еще
значительны до 1930—1940-х годов. О. И. Кульчицкая в поездках по
Украине зафиксировала их большое
разнообразие (Кулъчщка, 1959), которое в дальнейшем
постепенно исчезало. Все же живые традиции
национального костюма более сохраняются в обрядах западных районов
Украины и Белоруссии и в отдельных местах южнорусских
областей (рис. 35, 36). У гуцулов,
например, в настоящее время молодая на свадьбу надевает вышитые сорочку и
безрукавку (кип-тарь), нарядную запаску или спод-ницу, на голову —
венок, который потомменяет на хустку или рантух. Жених
такяее надевает киптарь, украшенный головной
убор, в руках держит топорец. Однакоиздесь заметно проникновение городских элементов,
особенно в обуви и мужском костюме.
Соотношение общесоветских и традиционных (этнических или локальных)
черт различается по регионам, а также по социальным и профессиональным
группам. Свадебный костюм может быть полностью современным городским, или же в
одежду городского типа включаются некоторые местные элементы. Костюм может
быть и национальным, традиционным, сохраняющимся в данном районе (лишь с
некоторыми общегородскими деталями), или национальным костюмом, выполненным
заново по старинным образцам,
|