{::Введение ::}

Атрибуты   участников   свадьбы


 

 


давали узорные ткани — на участни­ках свадьбы, развешанные и рассте­ленные в избе (хате). В состоятель­ных семьях, или где были рукодель­ницы, предметы (наиболее важные по своим функциям) иногда сплошь по­крывались вышивкой или тканым узором. Так, например, украинские набожники были полностью затканы узором красной нитью по холсту. Орнаментика их включала схемати­ческое изображение человеческой (по всей видимости женской) фигуры с поднятыми руками, занимавшей большею частью центральное место; в общую композицию включались мо­тивы ^ птиц, конских головок, розе­ток, кругов, звезд, растений, иногда изображения храхма. Наиболее зна­чительно эти композиции выражены

• в русской вышивке (отчасти — в тка­честве) подзоров к свадебным крова­тям, полотенец, ширинок, покрывал для свадебных повозок (рис. 4—6, Приложение, рис. 16; см. также рис. 16а, 29, 306 в книге Масловой, 1978). Связь этих сюжетов с символикой плодородия (земли и человека) раскрыта трудами ученых (Город-цов, 1926; Рыбаков, 1948; Рыбаков, 1980;   Амброз,   1966).

Характер украшений и орнамента на текстильных предметах и на одежде сильно варьировал по наро­дам, отражая этническую специфику и   особенности  отдельных  регионов (См. Приложение). В ряде мест пре­обладали     геометрические     узоры:

в южнорусских губерниях, у белору­сов, украинцев. Геометрический ор­намент также выполнял определен­ную функцию. По мнению ряда уче­ных, в своей древней основе он был связан с космической символикой, с идеей плодородия (Рыбаков, 1972, 1966; Даркевич, 1960; Жолтовский, 1964). Мотивы ромба в разных ва­риантах занимали видное место в узо­рах текстиля, а мотив круга — глав­ным образом в резьбе и росписи. " "Растительные мотивы в орнаменте, в той или иной степени присущи всем восточным славянам, как бы перекли­каются с текстом свадебных песен и обрядами, в которых растительный: мир занимал немалое место. Украин­ский свадебный рушник иногда сплошь покрывался вышивкой (крас­ной нитью по холсту) с раститель­ными мотивами —- цветами, ветками,, плодами, деревьями (или вазонами), причудливо заполнявшими централь­ную композицию, окаймленную рам­кой из волнистой ветви. Птицы сим­метрично размещались на ветвях (рис. 1.9). Мотив парных птиц был весьма популярен у восточных сла­вян и некоторых их соседей. Мотив парноголовой птицы (павы), состояв­ший как бы из двух птиц, слив­шихся корпусами, нередко вышивали и на русских свадебных полотенцах.

В свадебных песнях жених пред­ставлялся в образах сокола, орла, коршуна, селезня, соловья, голубя, а невеста в образе утки, лебедя, пере­пелки, голубки и т. д. Возможно, что также иносказательно орнамент вы­шивки  (в резьбе и росписи   также) изображал брачную пару, бытовые