{::Введение ::}
Атрибуты
участников свадьбы
давали узорные ткани —
на участниках свадьбы, развешанные и расстеленные в избе (хате). В состоятельных
семьях, или где были рукодельницы, предметы
(наиболее важные по своим функциям) иногда сплошь покрывались вышивкой или
тканым узором. Так, например, украинские набожники были полностью затканы
узором красной нитью по холсту. Орнаментика их включала схематическое изображение человеческой (по всей
видимости женской) фигуры с поднятыми руками, занимавшей большею частью центральное
место; в общую композицию включались мотивы
^ птиц, конских головок, розеток, кругов, звезд, растений, иногда изображения храхма. Наиболее значительно
эти композиции выражены
•
в русской вышивке (отчасти — в ткачестве)
подзоров к свадебным кроватям, полотенец, ширинок, покрывал для свадебных
повозок (рис. 4—6, Приложение, рис. 16; см. также рис. 16а, 29, 306 в книге
Масловой, 1978). Связь этих сюжетов с символикой плодородия (земли и человека)
раскрыта трудами ученых (Город-цов, 1926; Рыбаков, 1948; Рыбаков, 1980;
Амброз, 1966).
Характер украшений и орнамента
на текстильных предметах и на одежде сильно варьировал по народам, отражая
этническую специфику и особенности отдельных регионов
(См. Приложение). В ряде мест преобладали геометрические
узоры:
в южнорусских
губерниях, у белорусов, украинцев. Геометрический орнамент также выполнял
определенную функцию. По мнению ряда ученых, в своей древней основе он был
связан с космической символикой, с идеей плодородия (Рыбаков, 1972,
1966; Даркевич, 1960; Жолтовский, 1964). Мотивы ромба в разных вариантах занимали видное место в узорах
текстиля, а мотив круга — главным образом в резьбе и росписи. "
"Растительные мотивы в орнаменте, в
той или иной степени присущи всем восточным славянам, как бы перекликаются
с текстом свадебных песен и обрядами, в которых растительный: мир занимал
немалое место. Украинский свадебный рушник иногда сплошь покрывался вышивкой
(красной нитью по холсту) с растительными
мотивами —- цветами, ветками,, плодами, деревьями (или вазонами),
причудливо заполнявшими центральную композицию, окаймленную рамкой из
волнистой ветви. Птицы симметрично размещались на ветвях (рис. 1.9). Мотив
парных птиц был весьма популярен у восточных славян и некоторых их соседей.
Мотив парноголовой птицы (павы), состоявший как бы из двух птиц, слившихся
корпусами, нередко вышивали и на русских свадебных полотенцах.
В свадебных песнях жених представлялся
в образах сокола, орла, коршуна, селезня, соловья, голубя, а невеста в образе
утки, лебедя, перепелки, голубки и т. д. Возможно, что также иносказательно
орнамент вышивки (в резьбе и росписи также) изображал
брачную пару, бытовые
|