{::Введение ::}
Атрибуты
участников свадьбы
Обязательный атрибут
дружки — плеть «(рус)., бизун (бел.), красиво украшенные (рис. 16). Плеть
дружки могла быть с рукояткой, окованной медью с узором. Ремень был нередко
украшен бляхами, обвешан погремушками — бубенцами (Кривошап-.кин, 1865,
101). Дружко все время действовал плетью: став на лавку, хлопал ею по воздуху,
потрясал ею, крестообразно помахивал — провожая и встречая свадебный поезд,
крестил дорогу, бил по полу, по двери в клети, в которую отводили молодых, по
подушкам, на которые усаживали молодых и т. д. Все это вместе с пистолетной и
ружейной стрельбой, звоном колокольчиков и другими шумами имело, явно апотропейное
значение. Дружко концом кнутовища снимал покрывало с невесты, подавал
кнутовищем подарки невесты. Плетью дружко хлопал — «наводил порядок», желая освободить
место около невесты.
Вместе с тем было и
другое значение плети — карпогоническое {Крюкова,
1947, 191; Назаров, 19296,
192). Удары плетью невесты как бы стимулировали ее плодовитость. Наконец,
третье значение, которое придавалось плети, — символ подчинения жены мужу.
Последнее надо рассматривать как относительно позднее переосмысление обряда в
процессе его трансформации.
Дружко, поравнявшись с
повозкой невесты, ударяя по подушке плетью, говорил жениху: «Вот так ее бей
дома». Жених в свою очередь ударял ее плетью по плечам (Рязанская губ.; Мансуров,
1930, 9). Плеть, символ подчинения, фигурировала в руках отца, который
передавал дочь будущему зятю, и жених в течение свадьбы не раз «учил» будущую
жену. Когда сажали невесту на подводу, чтоб
ехать к венцу, жених ударял кнутом по воротам, по
объяснению крестьян, чтобы будущая
жена его боялась (Мелихово, Рязанская губ.;
Мансуров, 1928, 27). На Украине был в употреблении своеобразный трезубый
(или. шести зубый) жезл — маршалок,
мар пылка — в качестве атрибута дружки или старосты. Один из старост, хорунжий,
шутник и весельчак, к началу того или иного действия подавал знак
марпплкою — деревянным трезубцем, ручка которого была обшита кожею, а ремень
украшен разноцветными петушиными перьями и
бубенчиками (Весглля, 19706, 131). На Волыни
сват|молодого имел мар шалок (висевший
на его правой руке) — ветку вишни с тремя отростками,
украшенными бумажными цветами, стрхчками и колокольчиком, издававшим звон
(Вес!лля, 19706, 46). Этот жезл, которым давал распоряжения
сват, весьма напоминает украинское
гильце, или вильце, состоявшее из ветки вишни или яблони с тремя отростками,
украшенной цветами и лентами. Это сходство с виль-цем может свидетельствовать
о кар-погоническом значении маршалка; вместе
с тем другая его функция сходна с функциями
плети дружки, т. е. маршалок выполнял и апотропей-ную роль (звон колокольчика и
т. д.) Вместо плети иногда пользовались палкой, посохом.
Палкой, как и. плетью, как бы благословляли двери в
доме жениха и саму невесту (Сум-цов, 1881, 95). Вместе с тем этот атрибут
имел знаковый характер: был знаком полномочия свах, сватов, старост.
Украинские старосты обязательно имели свои «цшки»,
которые, по сведениям XVIII—начала XIX в., вручал им сам
жених (Здоровега, 1974, 65). Посохи,
трости особенно
лениями, эти образы в прошлом несли, по-видимому,
охранительную функцию, имели благожелательное значение.
|