{::Введение ::}
Атрибуты
участников свадьбы
(Дешко,
1867, 698). В Рязанской губ. Касимовском у.
накануне свадьбы наряжали
одного из родственников невесты в рваную одежду, называя его «хвастуном» (он
«наговаривал» на невесту). Хвастуна везли на салазках по улице, стараясь
свалить его в яму (Мансуров, 1928,
15).
Один из игровых
свадебных эпизодов — одевание цыганами. Цыганщина имела распространение у
всех восточнославянских народов, она
была также связана с переменой
платья — мужчин в женщин, женщин — в
мужчин. «Цыгане» брали мешки и шли из дома молодого но
селению «цыганить», более
всего заходя в дома участников свадьбы. Шли в музыками
— музыкантами, с плясками, выделывая
«разные штуки», за что им давали «курку», гуся, «жменю конопли» и т. д. При
этом «цыгане» выпрашивали овес, гречиху, пшено, сало; кроме того, старались
утащить, что «плохо лежало». Потом продавали свою «цыганщину», на эти деньги
покупали горилку и кутили всю ночь (Полтавская, Гродненская, Черниговская
губернии). Свадебное ряжение — сложные драматические' действа, в которых
слились игровые, развлекательные моменты, имевшие бытовой характер, с древней
основой, восходящей к магии плодородия и культу предков.
Переодевание
на свадьбе включает и переодевание, скрывающее невесту или
жениха. Истоки его,
вполне ' возможно, как считал Е. Г. Нагаров, восходят к
обрядам, направленным на то, чтобы ввести в заблуждение,
-обмануть злых духов (Кагаров, 1929, 161).
Переодевались подружки невесты, чтоб жених угадал ее среди них.
Если он не угадывал, то должен был дать девушкам деньги или гостинцы.
Обычай прятанья невесты, выставления мнимых невест и женихов
известен был всем восточным славянам.
Предпринималось искание «ярки», т. е.
искание молодой. в доме мужа (Астров, 1905,
454), угадывание невесты среди накрытых шалью девушек женихом или отцом
жениха. Традиционным, известным по всей Украине был
обряд фальшивая невеста. Гостей у молодого встречал
дружно (фальшивая невеста), одетый в лохмотья, с венком
из крапивы на голове и лицом, вымазанным сажей,
который доказывал матери невесты, что он — ее дочь,
пока не появлялась настоящая
молодая. Иногда живого человека подменяли чучелом в женской одежде (Вес!лля,
19706, 243). Если корни этих действий и восходят к древним представлениям,
то в конце XIX—начале XX в. в них наблюдается преобладание
игрового элемента. Чисто развлекательный, скомороший характер, носило
переодевание девушек в мужское платье для чтения так называемой росписи
приданого — текста нескромного содержания, что бытовало в Ярославской губ. Комедийный
элемент разного рода переодевания на свадьбе, вероятно, содействовал
его живучести.
Пережитком ряженья, по-видимому, было мазанье сажей
друг друга, что практиковалось на свадьбах начала XX в. В Костромском у. на второй день
свадьбы устраивали так называемые чернушки, ужы-•вашки, утирашки; за
умывание — смывание сажи с лица — гости дарили невесте деньги (Виноградов
Н., 1917, 127). Ллатки
(ширинки, хустки), полотенца (рушники,
утиральники)
Ткани
и различные изделия из них были в большом
употреблении на свадьбе (см.
Приложение). Платок имел разнообразные функции. Он служил одним из
распространенных видов .залога, которым обменивались парень и девушка, давая
друг другу обещание в верности. Залогом могли быть кольцо, лента и т. п. Л. Я.
|