{::Введение ::}

Атрибуты   участников   свадьбы

(Дешко,  1867,  698). В  Рязанской губ.   Касимовском  у. накануне    свадьбы    наряжали    од­ного из родственников невесты в рва­ную одежду, называя его «хвастуном» (он «наговаривал» на невесту). Хва­стуна везли на салазках по улице, стараясь свалить  его в  яму  (Ман­суров,   1928,   15).

Один из игровых свадебных эпи­зодов — одевание цыганами. Цыган­щина имела распространение у всех восточнославянских    народов,    она была   также   связана   с   переменой платья — мужчин в  женщин,  жен­щин — в   мужчин.   «Цыгане»   брали мешки и шли из дома молодого но селению    «цыганить»,    более    всего заходя в дома участников свадьбы. Шли   в   музыками — музыкантами, с    плясками,    выделывая    «разные штуки», за что им давали «курку», гуся, «жменю конопли» и т. д. При этом «цыгане» выпрашивали овес, гречиху, пшено, сало; кроме того, старались утащить, что «плохо ле­жало». Потом продавали свою «цы­ганщину», на эти деньги покупали горилку и кутили всю ночь (Полтав­ская, Гродненская, Черниговская губернии). Свадебное ряжение — сложные драматические' действа, в которых слились игровые, развле­кательные моменты, имевшие быто­вой характер, с древней основой, восходящей к магии плодородия и культу предков.

Переодевание на свадьбе включает и переодевание, скрывающее невесту или   жениха.   Истоки   его,   вполне    ' возможно, как считал Е. Г. Нагаров, восходят к  обрядам,  направленным на то, чтобы ввести в заблуждение,   -обмануть злых духов (Кагаров, 1929, 161).   Переодевались  подружки  не­весты, чтоб жених угадал ее среди них. Если он не угадывал, то должен был дать девушкам деньги или го­стинцы.  Обычай прятанья невесты, выставления  мнимых  невест  и  же­нихов известен был всем восточным славянам.    Предпринималось   иска­ние  «ярки»,  т.  е.  искание молодой. в  доме  мужа   (Астров,   1905,  454), угадывание невесты среди накрытых шалью девушек женихом или отцом жениха.   Традиционным,   известным по всей Украине был обряд фальши­вая невеста. Гостей у молодого встре­чал   дружно   (фальшивая   невеста), одетый в лохмотья, с венком из кра­пивы на голове и лицом, вымазанным сажей,   который   доказывал   матери невесты, что он — ее дочь, пока не появлялась     настоящая     молодая. Иногда живого человека подменяли чучелом в женской одежде (Вес!лля, 19706, 243). Если корни этих дейст­вий и восходят к древним представле­ниям,   то    в    конце   XIX—начале XX в. в них наблюдается преобла­дание игрового элемента. Чисто раз­влекательный, скомороший харак­тер, носило переодевание девушек в мужское платье для чтения так на­зываемой росписи приданого — текста нескромного содержания, что бытовало в Ярославской губ. Коме­дийный элемент разного рода переоде­вания на свадьбе, вероятно, содей­ствовал   его   живучести.

Пережитком ряженья, по-види­мому, было мазанье сажей друг друга, что практиковалось на свадь­бах начала XX в. В Костромском у. на второй день свадьбы устраи­вали так называемые чернушки, ужы-•вашки, утирашки; за умывание — смывание сажи с лица — гости дарили невесте деньги (Виногра­дов  Н.,   1917,   127). Ллатки   (ширинки,   хустки),     полотенца (рушники, утиральники)

Ткани и различные изделия из них были   в   большом   употреблении   на свадьбе   (см.   Приложение).   Платок имел разнообразные функции. Он слу­жил одним из распространенных видов .залога, которым обменивались парень и девушка, давая друг другу обеща­ние в верности. Залогом могли быть кольцо, лента и т. п. Л. Я.