{::Введение ::}

Атрибуты   участников   свадьбы

Бык был одним из важных анималистических персона­жей в русских святочных обрядах и в свадебном ряженье. Интерес игры состоял в том, чтобы рогами бодать девушек  (Чичеров,   1957,  200).

Как пишет В. Ю. Крупянская о горнозаводских рабочих Урала (быт которых во многом был сходен с крестьянским), на свадьбах часто рядились цыганами, торговками, ста­риками и старухами, но кульмина­ционным моментом был приход ря­женого, изображавшего быка: одна из женщин надевала вывернутую шубу, а на голову корчагу. Разыгры­валась сцена торговли и т. д. (Крупян­ская, 1971, 80). У украинцев парень с обвязанной головой именовался туром; он пытался сесть на место мо­лодой, около ее матери, это ему не удавалось, но если все же садился, то его поили вином (Киевская губ.; Вес1лля, 1970а, 266). Ряжение бы­ком на свадьбе и на масленице имеет одну очень существенную общую де­таль. С. В. Максимов и В. И. Чиче­ров отмечали эротические элементы игры в быка на масленицу {Чичеров, 1967, 200). В. Ю. Крупянская, ссы­лаясь на Д. Н. Мамина-Сибиряка, тоже пишет об эротическом смысле песни, сопровождавшей ряжение быком на свадьбе (Крупянская, 1971, 81). Смысл эротической игры в быка восходит, видимо, к идее плодородия. Культ быка у славян — древний. Жертвоприношения быка на ильин день, на Никольскую братчину у рус­ских, сохранялись кое-где до второй половины XIX в.

На свадьбе рядились в покойника, в «смерть». Свадебная игра проходила в очень сходных действиях со свя­точными играми в покойника. В Пен­зенском у. этот обычай еще существо­вал в начале XX в., хотя выполне­ние его в это время было не столь обязательным, как прежде. Покой­ником наряжались мужчина или жен­щина, его клали в доме родителей молодой. Все находившиеся здесь делали вид, что оплакивают его, при­читали, кое-кто кадил лаптем, при­вязанным к оборам. В это время кто-нибудь прял на гребне зажженную кудель, а затем бросал ее в гостей. Покойник вскакивал и пускался в пляс (Астров, 1905, 455).

В Киевской губ. среди ряженых был человек, изображавший смерть, он одевался в женскую сорочку, делал себе горб, мазался белой гли­ной. Все это встречалось смехом окружающих (Вес1лля, 1970а, 217). Смех при обрядовых играх в покой­ника имел, как показал В. Я. Пропп, ритуальное значение, его целью было утвердить новую жизнь (Пропп, 1961, 296). Этим, видимо, объясняется включение в свадебный ритуал игры

в смерть,5 что может показаться не­уместным в нослесвадебных обрядах, характеризовавшихся безудержным весельем. В изучаемый период4'эта игра носила пародийный характер. Очевидно, обряд претерпел большие изменения, а корни его уходят в глу­бочайшую древность. Вероятно, прав В.^Е. Гусев, Считая, что истоки по­койницких игр связаны с культом предков   {Гусев,   1971,   49—59).

На свадьбе разыгрывались и дру­гие драматические действа,  связан­ные с переодеванием (например, игра в   барина  и   барыню   в   Олонецкой губ.),   имевшие  иногда   острую   со­циальную направленность или носив­шие     развлекательный     характер. В Полтавской губ. в доме невесты, свахи одевали на голову одного из парней чепец с «приметой» (покрыва­лом), которым накрывалась невеста после  венчания.   Парень  плакал  и жаловался на то, что он превратился в женщину; потом он плясал и после трех плясок при общем веселье с него снимали чепец