{::Введение ::}
Атрибуты
участников свадьбы
Бык был одним из важных анималистических персонажей в русских
святочных обрядах и в свадебном ряженье. Интерес игры состоял в том, чтобы
рогами бодать девушек (Чичеров, 1957, 200).
Как пишет В. Ю.
Крупянская о горнозаводских рабочих Урала
(быт которых во многом был сходен с крестьянским), на свадьбах часто рядились цыганами, торговками, стариками
и старухами, но кульминационным моментом
был приход ряженого, изображавшего быка: одна из женщин надевала
вывернутую шубу, а на голову корчагу. Разыгрывалась сцена торговли и т. д. (Крупянская,
1971, 80). У украинцев парень с обвязанной головой именовался туром; он пытался сесть на место молодой, около
ее матери, это ему не удавалось, но если все же садился, то его поили
вином (Киевская губ.; Вес1лля, 1970а, 266). Ряжение быком на свадьбе и на
масленице имеет одну очень существенную
общую деталь. С. В. Максимов и В. И. Чичеров отмечали эротические элементы игры в быка на масленицу {Чичеров,
1967, 200). В. Ю. Крупянская, ссылаясь на Д. Н. Мамина-Сибиряка, тоже пишет об эротическом смысле песни,
сопровождавшей ряжение быком на свадьбе (Крупянская, 1971, 81). Смысл эротической игры в быка восходит,
видимо, к идее плодородия. Культ быка у славян — древний.
Жертвоприношения быка на ильин день, на Никольскую братчину у русских,
сохранялись кое-где до второй половины XIX в.
На свадьбе рядились в
покойника, в «смерть». Свадебная игра
проходила в очень сходных действиях со святочными играми в покойника. В
Пензенском у. этот обычай еще существовал
в начале XX в., хотя выполнение его в это
время было не столь обязательным, как прежде. Покойником наряжались мужчина
или женщина, его клали в доме родителей молодой. Все находившиеся здесь делали вид, что оплакивают его, причитали,
кое-кто кадил лаптем, привязанным к оборам. В это время кто-нибудь прял на
гребне зажженную кудель, а затем бросал ее в гостей. Покойник вскакивал и
пускался в пляс (Астров, 1905, 455).
В Киевской губ. среди
ряженых был человек, изображавший смерть, он одевался в женскую сорочку, делал
себе горб, мазался белой глиной. Все это встречалось смехом окружающих
(Вес1лля, 1970а, 217). Смех при обрядовых играх в покойника имел, как показал
В. Я. Пропп, ритуальное значение, его целью
было утвердить новую жизнь (Пропп, 1961, 296). Этим, видимо,
объясняется включение в свадебный ритуал игры
в смерть,5 что может показаться неуместным в нослесвадебных
обрядах, характеризовавшихся безудержным весельем. В изучаемый период4'эта
игра носила пародийный характер. Очевидно, обряд претерпел большие изменения, а
корни его уходят в глубочайшую древность. Вероятно, прав В.^Е. Гусев, Считая,
что истоки покойницких игр связаны с культом предков {Гусев,
1971, 49—59).
На свадьбе
разыгрывались и другие драматические действа, связанные с переодеванием
(например, игра в барина и барыню
в Олонецкой губ.), имевшие иногда
острую социальную направленность или носившие
развлекательный характер. В Полтавской губ. в доме
невесты, свахи одевали на голову одного из парней чепец с «приметой» (покрывалом),
которым накрывалась невеста после венчания. Парень
плакал и жаловался на то, что он превратился в женщину; потом он плясал и
после трех плясок при общем веселье с него снимали чепец
|