{::Введение ::}
Атрибуты
участников свадьбы
Штерн->берг высказал предположение, что ,залог был
орудием взаимного влияния друг на друга: жених по пути
в церковь
выбрасывал кольца, серьги и другие предметы, полученные
от других, отвергнутых им девушек, из опасения, что он будет заворожен ими
посредством этих предметов (Материалы, 1926, 10).
Платок
(рушник, кольцо, иногда целое платье) служил задатком сватам,
получившим согласие на брак. Платок невесты олицетворял горе, шечаль: Невеста
бросала свой платок «со слезами» по доюоге в церковь (Материалы, 1926,
123—124). Платок-ревун, в котором невеста плакала и причитала, она оставляла
в родительском доме. Забрасывала его на полати, причитая: «Останьтесь страсти
и ужасти у родимого батюшки, у родимой матушки» (Вет-лужский у.; Кузнецов
Я., 1899, 534.)
Платок служил также одним из основных видов подарка.
Невеста на тарелке подносила лучшую хустку жениху, остальным дарила попроще (Малинка,
1898, 100). Раздача платков на заручинах вызвала название заручин — хустки
(на Украине). В Орловской губ. невеста при сватовстве дарила полотенца и платки,
и это называлось платки побрали, т. е. просватали (Добровольский, 1905,
381). Платок (как и рушник) выполнял функцию связи в соединительных обрядах у
всех восточных славян.
Полотенце в свадебном
ритуале имело большое значение и функции его разнообразны. Полотенцем
(платком, кушаком, поясом) туго связывали
жениха и невесту, что служило символом их
дальнейшей согласной жизни. На
Сокальщине (Украина) был обычай крепко связывать молодых под
мышками рантухом (головным покрывалом), так
они сидели весь вечер
(ВесЬчля, 19706, 99).
Иногда молодых связывали в постели,
когда они ложились спать, чтобы
дружно жили (Касимовский у. Рязанской губ.; Мансуров,
1928, 8), или на возу, когда везли постель к жениху
(Могилевская губ,). Сохранялся обычай связывания рук
жениха и невесты полотенцем даже при церковном венчании (Романов, 1912,
488). Полотенце-рушник служило поясом невесте (который она хранила всю жизнь).
Нанести молодым «порчу». Этому предмету, сопричастному венчанию, придавалось
особое значение. В первую ночь новобрачным подножник клали под перину, тогда
якобы никакая порча не могла коснуться их. Каждый из брачащихся стремился первым
стать на подножник, тогда, по поверью, он будет верховодить в доме. После
венчания невеста старалась притянуть подножник к двери, чтоб «подружка скорей
вышла замуж» 19. А белорусы считали, что это действие будет
способствовать хорошему урожаю в поле и хорошему приплоду скота (Шейн,
1890, 363).
Постель
Постельные принадлежности (место — Архангельская губ.)
входили в состав приданого и заранее готовились невестой, постель уже устраивалась
в доме жениха. В чердын-ской песне так поется: «У меня есть кровать тесовая, у
тебя есть перина пуховая, у тебя есть подушки чи-жевые 2о, у тебя
есть одеяло черно-соболиное...» (Чесноков, 1911, 74). Постель привозили
придании, либо постельная сваха, либо какая-нибудь старуха, лучше всего —
бывшая повитуха в доме невесты. Устраивали постель где-нибудь в отдельном и неотапливаемом
помещении. Чаще всего говорится, что в «подклете» (нижнем нежилом этаже избы),
в клети (Саратовская, Пензенская, Гродненская, Минская, Могилев-ская губернии),
в коморе — у украинцев и белорусов (комора соответствовала клети), в амбаре
(Рязанская, Калужская, Минская, Мо-гилевская губернии), сеннике (то же, что и
клеть, — неотапливаемое помещение, большею частью служившее кладовой —
Костромская, Нижегородская губернии), в подызбице — подвале под избой
(Пензенская губ.), на чердаке (Закарпатье), в «клуне» (Гродненская губ.), на
гумне (Минская губ.), в овине у белорусов, в стодоле •— у украинцев, в хлеве,
овечьем хлеве (Казанская, Тверская, Витебская губернии), в особой горнице или
неотапливаемой избе (Пермская, Ярославская и другие губернии).
|