{::Введение ::}
Атрибуты
участников свадьбы
Чем объяснить
такой выбор места для брачной постели? Объясняли тем, что на потолке не должно
было быть земли (в неотапливаемых помещениях ее на потолок не насыпали), «чтоб
брачная спальня не была похожа на могилу» (Костомаров, 1869, 162).
Обращает на себя внимание обязательность холодного помещения. В клети
устраивалась постель, при любом морозе на улице (Гродненская и др. губ.).
Помещая молодых в холодную избу, говорили: «Пускай спят на холоду, лучше
молодуха будет любить мужа» (Костолевский, 1907, 249), или же, как
объясняло население, для того, чтоб дети в будущем были здоровы и не боялись
холода (Пошехонский у. Ярославская губ.; Шейн, 1900, 659). Кроме того,
примечательно устройство постели в местах обработки и хранения зерна, в
помещениях для содержания скота. По мнению Д. К. Зеленина, это должно было
стимулировать приплод скота (2е1етп, 1927, 310). Иногда постель (в
конце XIX— начале XX в.) стелили на соломе,
реже на снопах, «чтобы прибыток был в хозяйстве» (Яковлев, 1905, 162). В
XVI—XVII вв. это было, очевидно,
распространенным явлением. На царских свадьбах число снопов было регламентировано
— «тридевять», т. е. двадцать семь снопов, а на «обыкновенных» — по сорок. На
снопы стелили ковер, на него перину, даже несколько,
одна на другую (Костомаров, 1869, 163). Видимо
все эти обычаи имели связь с продуцирующей магией, воспроизводства
во всех его видах.
Число постельных принадлежностей в крестьянской
среде зависело от состоятельности брачащихся. Перина не часто входила в его состав.
Вместо нее был потник — войлок в чехле (Сибирь, Поволжье), ва-тола. По мере
возможностей стелили по нескольку простынь и одеял. Как описывал И. В.
Костоловский в начале XX
в., постель молодых Ярославской губ. состояла из перины, 4—5 простыней, 3—4
одеял, 4 подушек, узорного вышитого полотенца (Костоловский, 1907,
106—107).
Похожий обычай был в Каргополь-ском у. Олонецкой губ., где на брачную
постель стелили несколько настилал ьников (простынь), если позволяли
средства, до 12. Молодой должен был проспать|на всех простынях,, тогда якобы у
жены будет|больше детей (Маслова, 1949). Стелившие постель свахи клали
под нее льняное семя и часть рыболовной сети (Ярославская губ). Перед уходом
из клети родители благословляли молодых, чтоб уберечь их от порчи, и бросали
поясок на постель новобрачных, как бы желая удачи (Ви-ленская
губ.; Шейн, 1890, 386).
Украшения
бытовых предметов из текстиля
Нарядные узорные ткани одежды ж бытовых предметов
на свадьбе создавали красочное зрелище, соответствующее праздничности
совершавшихся событий. Свадебные величальные песни в поэтической форме выражали
представление о богатстве и пышности одежды и всей обстановки на свадьбе (Колпакова,
1962, 100— 101). Особую
праздничность при
|
|