{::Введение ::}

Атрибуты   участников   свадьбы

Орнамент топорцов, выполненный по металлу или дереву, очень выра­зителен.   Круг   с   шестилепестковой розеткой    или    круг,    разделенный крестообразно     на     четыре     части (как бы слившийся с крестом), рас­полагается в  центре  бартки,   более мелкие   кружки,   часто   концентри­ческие, украшают бартку и топорище. Характерны также ромбы в разных вариантах; цепи ромбиков, зигзаго­образных или способом инкрусти­рования  проволоки)  -украшают  де­ревянные    топорища.    Характерны ряды удлиненных треугольников с го­ловкой на вершине, которые по ряду признаков   П. Н. Жолтовский   рас­сматривает как стилизованные изоб­ражения людей  (Жолтовский, 1964, 5).     В     гуцульской      орнаментике топорцов,   перстней    и   пр.    иссле­дователи    видят     солярную     эмбле­матику,   связанную   с   земледелием; параллели  с  орнаментом  вещей  из славянских курганов позволяют счи­тать, что они восходят к дохристиан­ской символике, впитавшей в даль­нейшем и другие элементы (Жолтов­ский, 1964, 1—8). Символика аграр­ной обрядности тесно переплеталась с брачной, семейной, и не случайно мотивы      солярной       орнаментики удержались    на    топорах,     связан­ных   со   свадебным  ритуалом.   Сле­дует добавить, что сам топор и в дру­гих семейных обрядах и в земледель­ческих, по мнению многих исследо­вателей, имел апотропейное и карпо-гоническое   значение.

К атрибутам участников украин­ской свадьбы относятся так называе­мые сабля, шабля, меч. Меч или сабля были   деревянные,  но  когда  удава-


деревянного  топорища    (длиною   до 1 м). Бартка иногда была литой из металла (чаще всего — волнистых линий (вы­полненные иногда латуни) или, как и топорище, из дерева с металли­ческой оковкой или инкрустирован­ная металлом, бисером, перламутром. В  далеком прошлом,   как  считают, тошрщ служили оружием, в XIX— начале XX в. они имели главным об­разом декоративное, а вместе с теми ритуальное значение, хотя не исклю­чалась полностью  их роль как по­соха, трости (о чем свидетельствует полукруглая    выемка    для   пальца в нижней части бартки). В  литера­туре часто говорится об обрядовой роли топорцев, но, какова она, оста­ется  недостаточно   выясненным.

По сведениям второй половины XIX в., топорном отсекали невесте косу (см. выше). По данным экспеди­ции Института этнографии АН СССР, топорцы использовались при окру­чивании молодой: жених и дружба, стоя против невесты по другую сто­рону стола, топорцами снимали венок и жлейер (фату), высоко держа их над головами; дружки в это время заплетали невесте косы  (Раховский округ; Крупянская,