{::Введение ::}
Атрибуты
участников свадьбы
Орнамент
топорцов, выполненный по металлу или дереву, очень выразителен.
Круг с шестилепестковой розеткой
или круг, разделенный
крестообразно на
четыре части (как бы слившийся с крестом), располагается
в центре бартки, более мелкие
кружки, часто концентрические, украшают бартку и
топорище. Характерны также ромбы в разных вариантах; цепи ромбиков, зигзагообразных
или способом инкрустирования проволоки) -украшают деревянные
топорища. Характерны ряды удлиненных треугольников с головкой
на вершине, которые по ряду признаков П. Н. Жолтовский
рассматривает как стилизованные изображения людей (Жолтовский, 1964,
5). В
гуцульской орнаментике топорцов,
перстней и пр. исследователи
видят солярную эмблематику,
связанную с земледелием; параллели с
орнаментом вещей из славянских курганов позволяют считать, что они
восходят к дохристианской символике, впитавшей в дальнейшем и другие элементы
(Жолтовский, 1964, 1—8). Символика аграрной обрядности тесно
переплеталась с брачной, семейной, и не случайно
мотивы солярной
орнаментики удержались
на топорах, связанных
со свадебным ритуалом. Следует добавить, что сам
топор и в других семейных обрядах и в земледельческих, по мнению многих
исследователей, имел апотропейное и карпо-гоническое значение.
К атрибутам участников украинской свадьбы относятся так
называемые сабля, шабля, меч. Меч или сабля были
деревянные, но когда удава-
деревянного топорища (длиною до 1 м). Бартка иногда была литой
из металла (чаще всего — волнистых линий (выполненные иногда латуни) или, как
и топорище, из дерева с металлической оковкой или инкрустированная металлом,
бисером, перламутром. В далеком прошлом, как считают,
тошрщ служили оружием, в XIX—
начале XX в. они имели
главным образом декоративное, а вместе с теми ритуальное значение, хотя не
исключалась полностью их роль как посоха, трости (о чем свидетельствует
полукруглая выемка для пальца в
нижней части бартки). В литературе часто говорится об обрядовой роли
топорцев, но, какова она, остается недостаточно выясненным.
По сведениям второй половины XIX в., топорном отсекали невесте косу
(см. выше). По данным экспедиции Института этнографии АН СССР, топорцы
использовались при окручивании молодой: жених и дружба, стоя против невесты по
другую сторону стола, топорцами снимали венок и жлейер (фату), высоко держа их
над головами; дружки в это время заплетали невесте косы (Раховский округ;
Крупянская,
|