{::Введение ::}
Атрибуты
участников свадьбы
1946). Топорцом пользовался брат невесты, который провожал
сестру к венцу и крестил им все входные двери (в доме, в сенях — в
хоромах). После венца он делал то же самое и этим как бы оберегал
жилище новобрачных от всего злого (д.
Космач Косовский р-н Йвано-Франковская обл.; Матейко,
1968). Перед отъездом к шлюбу — венцу —
топорцами и палицами воздавали честь порогу (у бойков и гуцулов; Здоровега,
1974, 100). Когда молодую приводили в дом мужа, ей сажали
мальчика на колени (что было,
очевидно, пожеланием потомства мужского пола), а дружка брал секиру (топорец)
и слегка ударял ею по печи, чтобы молодая скорей привыкла к дому (Весшля,
19706, 246). Символика украшений топорцов
связана со свадебной обрядностью. На литых металлических топориках
нередко изображались головы птиц, коней, на келефах завитая ручка делалась в
виде змеи (рис. 17—18). Связанные мифологическими
представлось, доставали настоящую саблю. Саблю,
меч украшали барвинком, васильками, калиновым цветом,
колосьями пшеницы, зверобоем, повязывали хусткой и прикрепляли к ней
зажженную свечу (Малинка, 1898, 101). Вероятно,
в далеком прошлом сабля имела апотропейное значение подобно
тому, какое имели вообще острые
металлические предметы. В свадебном ритуале у других
народов, например у
мордвы, сабле также отводилась определенная роль: дружко, стоя
молча перед невестою, помахивал обнаженной
саблей и время от времени ударял ею в матицу (Чул,ков, 1782,
15). У украинцев сабля со временем трансформировалась
в деревянную или даже просто в
пучок цветов с воткнутой в него свечой. Символика ее, видимо,
была многозначной: сохранялось
ее апотропейное значение, огонь
(свечи) — очистительное, калина, васильки,
барвинок были символами любовной связи, а колосья пшеницы сулили хороший
урожай, а вместе с тем богатую жизнь.
Атрибутом
украинского свадебного ритуала была хоругвь (корогва,
курагов, пропорец), Кураговом называли
запаску, вывешенную на жесте
у ворот- (как упоминалось выше). Но делали
«вес1льну корогву» и в виде небольшой хоругви — из
прикрепленного- к палке" платка,
украшенного цветами и лентами. ■
Дружка, несший курагов впереди
свадебной процессии, назывался хорунжим.
То же представлял собой пропорец. Свахи делали пропорец на все время свадьбы,
он состоял из квадратной рамки из дерева, обтянутой с одной стороны
красной, с другой — белой тканью
и прикрепленной к древку. По углам квадрата пришивали
разноцветные бантики и барвинок. Если дружка «загубит» во время
свадьбы
пропорец, то платил штраф (Закарпатье;
Весшля, 19706, 238). При изготовлении
курагова требовались определенные условия. У гуцулов палку — куяилку
для курагова — вырезал дружка; на нее нашивали (не делая узлов) ширинку. На
верхний конец кужилки прикрепляли колокольчик и ленту, а нижний "(за
который держали ку-рагов) обертывали
хусточкой. Молодой плел для курагова венок, надев при этом рукавицы (хусточка, рукавицы, видимо, имели то же значение,
что обертывание рук на
свадьбе).
На заключительном
этапе гуцульской свадьбы происходило разиштя
курагова
|