{::Введение ::}
Одежда в
весенне-летних обычаях и обрядах
С севом связывалось представление о чистоте сеятеля как
внутренней, так и внешней. Для начала сева выбирали мужчину с хорошей репутацией,
благочестивого.. Перед по-
севом мылись в
бане, надевали чистое белье, платье,
стол застилали чистой скатертью. К севу готовились в
торжественной обстановке — мо-. лились, выполняли ряд
магических актов, как бы стимулировавших будущий урожай:
клали яйца в севалку, подбрасывали их (чтобы рожь и
пшеница выросли высокими), наконец, сеятель съедал их на пашне. При посеве
затыкали топор за пояс, что имело в далеком прошлом, по-видимому,
охранительное и продуцирующее значение (Зеленин, 1931, 728; Даркевич,
1961, 91—101).
Более всего
сведений относится к посеву льна и конопли. Когда шли сеять лен,
надевали новую льняную рубаху. При посеве конопли мужчины
надевали посконные штаны или же в штанах держали
семена для посева. Видимо, это отражено в рязанской поговорке: «Сей лен — спрашивай
рубаху, сей конопель — спрашивай порты»
(Мансуров, 1929, 17).
По данным середины XIX в. из Жиздринского у. Калужской губ., семена конопли насыпали
в замаш-ные штаны (которые несли на плече), для того чтобы посконь (замашка)
была крепче. После посева штаны вывешивали в амбаре высоко на крюке, где они
висели до уборки конопли, с той целью, чтобы насыпать коноплю в закрома с верхом.
По украинским материалам, лен сёяли в день Константина и
Елены; считалось, что посеянный в этот день лен уродится очень
хорошим, осо-. бенно если сеять из фартука (Чубин-ский, 1872,
185). То же отмечено на Брянщине (в начале XX в.): при посеве льна хозяин надевал женский
фартук, в который клал семена,
чтобы лен был длинным; жена шла с ним, одетая во все красное (Лебеде-
День первого
выгона скота в поле в егорьев день (иногда раньше или позже — в зависимости от
географической зоны) считался праздником. На
Севере (Олонецкая губ.) этот день имел
огромное значение (скот после долгого зимнего стояния, наконец,
выгоняли на подножный корм).
Все «забасятся» — наденут лучшие рубахи,
сарафаны, подолы. Особенно большое внимание уделялось одежде
молодух первого года замужества. Молодуха надевала рубаху —
подольницу, украшенную по подолу широкой
полосой вышивки или тканого узора, сверху которой,
под сарафан, надевала несколько
(до пяти подолов) холщовых юбок, почти
сплошь затканных и
вышитых разноцветным
гарусом (рис. цвет.). Молодуху, появившуюся на сгоне, односельчанки
внимательно осматривали, поднимали подол сарафана — судили об искусстве хозяйки.
Существовал обычай, чтобы нарядно одетая молодая шла на реку за
водой — от этого коровы будто бы должны были лучше доиться (Маслова, 1950,
11—16).
Девушки в Белоруссии на егорьев день надевали также
самую лучшую одежду (шерстяные юбки домашней работы, гарсеты и передники, в которых
преобладал красный цвет, верхнюю одежду и ожерелья), собирались на улице, где
встречали нарядно одетых парней, и прогуливались с ними вдоль деревни (Шейн,
1902, 169).
|