{::Введение ::}
Одежда в
весенне-летних обычаях и обрядах
В начале XX в. в ней нередко
сочетались разные ткани: верх — рукава (часто шили на кокетке) — был из кумача,
подстава — нижняя часть — из пестряди или синей набойки, по подолу шли полосы
браного узора разноцветным гарусом (рис.
цвет).
Начало жатвы — зажинки — проводились торжественно. В этот день мыли
лавки в избе, стелили чистую, скатерть, жать шли в хорошей одежде. Зажин в
селении начинала всеми уважаемая женщина. Е. Р. Романов так писал: «Каждая
жница, помолившись, взяв с собой хлеб-соль, приходила на ниву и здоровалась с
ней: Дабрыдинь, ниука, ядра-ноя жыта!» Сжав горсть ржи, жница свивала ее и
подпоясывалась ею, как поясом (Романов, 1912, 239). Жали обычно в одних рубахах,
сняв сарафан. Жатвенные рубахи-по-дольницы с рукавами из холста (или миткаля,
кумача) тоже отличались своими украшениями — вышитым или затканным узорным
подолом. Если во время жатвы сарафан не снимали, то подол его поднимали к
поясу, чтобы видна была узорная рубаха. Белорусские крестьянки на Мозырщине
жали в холщовых рубашках, подвязывая сзади фартук или запаску из одного—двух
полотнищ шерстяной или холщовой ткани (Восточнославянский, 1956, 630, 631).
Для уборки льна в Бежецком у. Тверской губ. женщины надевали костюм ленек, состоявший
из льняной рубахи с пояском, головного убора и лаптей, подвязанных черными
шерстяными оборами. Сарафан обычно не надевали (рис. 28). За пояс затыкали
платок для вытирания пота.
Костромской губ.) и русалки. Оде-, вание при
опахивании старинных сарафанов (поверх рубах) надо рассматривать как
относительно позднее явление (запись конца XIX в., Саратовская губ.; Зеленин, 1915, 1273). Это же
можно отнести и к одеванию (если не было белой одежды) ситцевых (но обязательно
чистых) платьев, что делали горожанки г. ЯДрина, опахивая город от эпидемии
холеры (Казанская губ.; Зеленин, 1916, 544). Последнее известие
относится к первой половине XIX
в., к городу, где уже в то время наиболее архаические особенности одежды исчезли.
Лапти, игравшие большую роль в семейной обрядности,
употребляли и в аграрно-скотоводческих обрядах. В Московской губ. отелившуюся
корову принято было окуривать из лаптя; это был старый способ, замененный
затем окуриванием из глиняной курильницы. Так называемый «куриный бог»,
который вывешивали в курятнике (ему придавалась защитная сила), нередко состоял
из стоптанного лаптя (рис. 30). В первой главе рассматривалось апо-тропейное
значение, которое придавалось стоптанной обуви. Как полагает А. Б. Зернова,
известную роль играло и то, что лапоть плелся крестом, с древности считавшимся
охранительным знаком (Зернова, 1932, 51). Это предположение кажется наиболее
убедительным.
В обряде вызывания дождя (похороны мокрицы),
записанном Ы. И. Лебедевой на Брянщине, также использовался лапоть. Старые
вдовы в случае бездождья брали траву мо-кринку, растущую у речки, завертывали
ее в хороший платок и клали в лапоть (убирали как «хорошего покойника»).
Участницы, накинув на плечи поневы,
распустив -волосы,
изображая священника, дьякона, дьячка, везли лапоть к реке.
Привязав лапоть у берега, начинали толкать друг друга в воду (Брянский округ;
Лебедева Н., 1925—1929). В этом магическом обряде вызывания дождя
использовались наиболее старые виды обуви, способы одевания одежды
(накидывание одежды на плечи)- и прически. . У украинцев лапоть и пояс использовали
при цветении огурцов. Цветы перевязывали красной ниткой, вырванной из своего
пояса, приговаривая: «Як густо сей пояс вязався, щоб так и мо! ошрки густо
вязались у куплянки, в огудиш» (плети). Если же это «не помогало»,
хозяйка волочила старый лапоть в огород, бросала его на грядку, приговаривая:
«Як густо сей личак пл1вся, щоб так и мо1 огхрки густо вязались в огудиш» (Чубинский,
1872, 185).
Пояс играл
немалую роль в обрядах со скотом.
Накануне первого
|