{::Введение ::}
Одежда в
весенне-летних обычаях и обрядах
Одежда, вернее ее
части, служили залогом при кумлении в обряде крещения или похоронах кукушки
(Калужская, Тульская и другие губернии),
состоявшем в том-, что птицу или травку кукушкины слезки (иногда куклу),
одев в женскую одежду (рубаху, сарафан <и пр.), хоронили, а через некоторое
время (на троицу) откапывали. Ко дню похорон было приурочено кумление девушек:
они менялись платками, кольцами, давая обет кумовства — дружбы, а затем снова
возвращали все ' друг другу (Кедрина, 1912, 137—138). Предметами обмена служили пояса, мониста — цепочки,
сплетенные из бисера, а в старину — кресты (Лебедева
Н., 1925— 1929), отчего, по-видимому, обряд получил свое название.
Для весенне-летних
обычаев и обрядов характерно широкое использование разнообразной зелени не
только для украшения жилища, но и людей. На троицу надевали венки и старый, и
малый, и мужчины, и женщины (Харузина, 1912, 143). Плетение и надевание
венков было распространено повсюду. В белорусской песне выступает аграрное
значение, которое придавалось венкам:
Завили веночки, Завили зеленые,
На годы добрые, На жито густое, На ячмень колосистый,
На ячмень ресистый, На гречиху черную, На капусту
белую.
(Неверович, 1859, 156—151).
В. К. Соколова
подчеркнула значение венков как средства продуцирующей магии, как оберег и
как лекарство, а на позднем этапе главным
образом для гадания (Соколова, 1979,
236). Венки сплетали из веток
березы и других деревьев, из трав и цветов,
отдавая предпочтение васильку. Примечательно, что белорусы
зеленью украшали всего человека. Она
служила единственным покровом нагой девушки. Так, например,
в Слонимском у. Гродненской губ. на троицын день связывали
из кленовых и березовых ветвей
большой куст, затем куст
меньшего размера, обвивая им девушку и украшая ей
голову венком. «Куст»
в сопровождении девичьей «громады» двигался по
селению, после чего его разрывали. На Пинщине обряд куста
(приурочивался к зеленым святкам) сопровояедался обходом
домов и сбором продуктов для угощения
(Бессонов, 1871, 25). Кустовые
песни, выполнявшиеся с обрядом
вадзищ куста, имели аграрно-хозяйственную
функцию и выражали заботы о густоте и урожайности трав (Ковалева,
1976, 39). Обычай окутывать зеленью был широко
известен южным славянам (сербская додола,
болгарская пепе-РУДа).
К периоду летнего
солнцестояния, времени расцвета всей природы приурочивали зажигание
купальского огня и сбор цветов и трав. Для устройства костра парни (или вся
молодежь) собирали разное старье, в том числе и одежду: старые кожухи, свитки,
магерки (шапки), атопки (изношенные лапти) и др. (Же, 1974, 49).
Накануне дня Ивана
Купалы, в глухую ночь, «лихие мужики и
|