{::Введение ::}
Одежда в
весенне-летних обычаях и обрядах
ленная скотина не убегала, хозяин снимал с себя пояс,
расстилал его в воротах, тут же зарывали шерсть от скотины с соответствующими
словами заговора (Юрьевский у. Костромской губ.; Маслова, 1940).
Большую
роль выполнял пояс в
обряде перегеня, сопровождавшем прополку
свеклы на Украине. Слово перегеня автор,
описавший этот обряд, производит
от слова перегонять. Перегеней называли девушку, самую проворную в
работе. Ее обвивали красными поясами, снятыми со всех участников прополки
свеклы, оставались видны
лишь глаза и рот; обматывали поднятые над головою руки, в которых между
ладонями девушка зажимала цветок.
Нередко перегеню несли на плечах (Каневский
у. Киевской губ.; Копержинский, 1926,
55). Красные пояса являлись, по-видимому, символом
будущего урожая свеклы; отдавая пояса перегене, каждый участник прополки
становился как бы участником заклинания
будущего урожая свеклы.
Холст,
полотенца тоже играли некоторую роль в аграрных обрядах, хоть и меньшую,
чем в семейных. Приношение холста, полотенца было в обычае при начале или
окончании уборки урожая.
Когда невестка впервые шла
зажинать, то, одевшись по-праздничному, брала с собой
в поле 2—3 аршина холста,
бутылку водки и закуску. Все это она клала на первый сжатый сноп и,
кланяясь, просила свекровь взять это в
качестве подарка. Свекровь благодарила ее, и все
садились закусывать (Гродненская губ.; Шейн, 1902,
234). После окончания молотьбы хозяйка
расстилала большой вышитый рушник
и оставляла на ночь угощение овину (Велижский у.
Витебской губ.; Зернова, 1932, 36).
Функции холста, полотенца (вместе с угощением) можно рассматривать
как пережиток умилостивительной жертвы — в одном случае духу поля, в другом —
овиннику, первоначальный смысл которых в конце XIX— начале XX в. в значительной мере утратился.
Особо следует сказать об обыденных тканях и полотенцах, т. е. изготовленных
в один день или в одну ночь общими силами женщин селения в случаях эпидемий и
эпизоотии (рис. 31). Апотропейное значение этого обычая освещено в этнографической
литературе {Зеленин, 19116, 1—20). Распространен он был в XIX в. преимущественно у белорусов,
мало — у русских и украинцев {Журавлев, 1978, 72, карта). Отмечено
тканье обыденного холста в Сибири, в Приангарье {Лебедева Н., 1957), что
было связано, видимо, с переселенцами-белорусами.
Обыденная ткань или полотенце считались безупречно
чистыми, как как бы обладавшими особой силой сопротивления болезни. Вот как
происходил этот обряд у белорусов: в назначенный день, до восхода солнца,
девушки со всего села собирались в одну избу, захватив с собою по горстке
льна. Они пряли, сновали и ткали, сохраняя глубокое молчание.
Когда холст был изготовлен, девушки несли
его над головой (с заунывным пением), обойдя так всю деревню.
|