{::Введение ::}
Одежда в
весенне-летних обычаях и обрядах
Дак вялым — бяленъку!
;
(Доброеолъспий,
1903, 198)
Как считают
исследователи, белый цвет одежды в народном восприятии был цветом потусторонних существ (Померанцева, 1978,
45).
Одежда, прическа в ряженье русалками соответствовали имевшимся
у крестьян представлениям о ннх. Атрибуты — плетка,
жгут (как и в других
видах ряженья) имели четко выраженный
продуцирующий характер, первоначальный смысл которого, видимо,
в конце XIX—начале XX в. не осознавался. Карно-гоническое
значение ударов плетя подтверждают
слова украинских и белорусских песен, где упоминается
«житяная луга»,.сплетенная из ржи, и размахивание ею якобы содействовало
урожаю хлеба (Ефименко, 1869, 84). В белорусской
новогодней песне говорится об Илье, который «. . .неся
пугу житяную, где за- Русалка
представлялась чаще в облике человека. В Зарайском у. Рязанской
губ., русалку изображала девушка, в одной рубахе,
с распущенной косой; ее прогоняли в рожь, где она пряталась, после чего считалось,
что русалку проводили, и можно
везде ходить смело (Шейн, 1900, 367). В
Данковском у. той же губернии молодые женщины и девушки
(во вторник на русальной неделе) рядились в мужской
костюм или снимали одежду,
оставаясь в одних рубашках, с
распущенными волосами. Изготовив плети, уходили в
поле, где плясали, водили хороводы, а на обратном пути нападали на
встречных мужчин и били их плетьми
(середина XIX в.; Зеленин, 1916,
1168). Д. К. Зеленин считал, что русальские
обряды были направлены на изгнание русалок (по
его мнению — заложных покойниц), чтоб они не вредили людям, посеву и
скоту. Н. П. Гринкова более права, полагая, что эти обряды были не
только выживанием «нечистой силы», но были
связаны также с пере-: житками культа умирающего и воскресающего
божества (Гринкова, 1947, 183—184). В южных
губерниях эти обряды были наиболее развиты (похороны русалки,
Ярилы, Костромы, Кострубоньки,
кукушки и т. д.) и носили продуцирующий характер. Считалось, что
русалки, если их почитали, оберегали поле (Чубин-ский, 1872, 156). По
народным представлениям, там, где русалки «бегали и
резвились, там трава растет гуще и
зеленее, там хлеб родится обильнее» (Максимов, 1903).
Он привел сведения из Елатомского у. Тамбовской губ.:
молодые мужчины, накрывшись холщовой тканью или
мешковиной, изображали русалок — прятались во ржи, поджидая девушек
и молодых женщин, стремясь махне, жита расте. . . а у поли ядром, а у доми добром!» (Романов, 1912,
126).
|