{::Введение ::}
Одежда в
весенне-летних обычаях и обрядах
Обряды в период весенне-летних праздников (зеленые святки,
Иван Купала) были направлены на содействие урожаю и его сохранение. Вождение (проводы,
похороны) русалки было одним из существенных моментов весенней обрядности у
белорусов и южнорусских. В обряде вождения русалки в начале XX в. в
с. Оськино (Воронежская губ.) одежда имела
некоторые особенности. Русалку представляли
русалыци-ки — два парня, изображавшие коня; третий
мужчина был вожаком и наряжался
в рваное женское платье —
холщовую вышитую рубаху, шерстяную поневу,
лапти, на лицо надевал глиняную маску. Сопровождавшие процессию с русалкой «пишшошники»
(игравшие на жалейках) были одеты во все домотканое. Шедшие за ними песенницы
— женщины и девушки — были в старинных костюмах, которых
в обычное время не носили
(они вышли из обихода). На
замужних женщинах были вышитые рубахи,
поневы и передники,
на головах — сороки с лентами.
Костюм этот называли русальским обрядом.
Его обычно хранили в сундуке и надевали только в русальную
неделю (следующую за пятидесятницей) (Крюкова,
1947, 185-190).
На троицу женщины надевали троичный наряд. В Воронежской губ.
он состоял из холщовой рубахи, вышитой черной шерстью, шерстяной поневы,
вышитой красным или оранжевым гарусом; широкого пояса (кушака) и передника.
Головной убор состоял из сороки и прикрывавшего волосы сзади поза-тыльника,
сверкавшими золотой парчой, блестками и стеклярусом. Сверху покрывались
красным ситцевым платком с набивным узором, отделанным бахромой из разноцветного
гаруса (рис. цвет.). Насколько данный костюм отличается от других праздничных
одежд этих мест, к сожалению, сведений не имеется. Можно только сказать, что
одежда женщин на этих праздниках была традиционной и нарядной.
догнать их и ударить кнутом.
Многие авторы цитировали примечательный текст, раскрывающий продуцирующий
характер обряда: «Бабы спрашивали:
«Русалоцки, как лен?» Ряженые русалоцками
показывали длину кнута, на что женщины вы- I крикивали: «Ох, умильные
русалоц- I
ки, какой хороший!» (Максимов,
1903, 460). Русалки в представлениях крестьян были нагими или в белых
одеждах (без пояса), с распущенными волосами (Даль,
1880, 343) \ а иногда прикрытые зеленью или в
рваных сарафанах (Зеленин, 191(3,
163). Белые сорочки, намитки для русалок упоминаются в
украинских и белорусских песнях. В одной из них говорится:
Русалка сядела,
Рубахи правила:
\
— чДеуки, жаладухи, Дайт.ч мне рубахи:
Хуть худым — худеньку,
|