{::Введение ::}

Одежда в весенне-летних обычаях и обрядах

Обряды в период весенне-летних праздников (зеленые святки, Иван Купала) были направлены на содей­ствие урожаю и его сохранение. Вождение (проводы, похороны) ру­салки было одним из существенных моментов весенней обрядности у белорусов и южнорусских.   В обряде вождения русалки в начале  XX в. в   с.   Оськино   (Воронежская   губ.) одежда имела некоторые особенности. Русалку    представляли    русалыци-ки — два парня, изображавшие ко­ня;   третий   мужчина   был вожаком и    наряжался    в   рваное    женское платье — холщовую    вышитую   ру­баху, шерстяную поневу, лапти, на лицо надевал глиняную маску. Со­провождавшие процессию с русалкой «пишшошники» (игравшие на жалей­ках) были одеты во все домотканое. Шедшие за ними песенницы — жен­щины и девушки — были в старин­ных  костюмах,  которых в   обычное время   не   носили   (они   вышли   из обихода).   На  замужних  женщинах были   вышитые   рубахи,   поневы   и передники,     на     головах — сороки с   лентами.   Костюм  этот  называли русальским   обрядом.   Его    обычно хранили в сундуке и надевали только в русальную неделю (следующую за пятидесятницей)     (Крюкова,     1947, 185-190).

На троицу женщины надевали троичный наряд. В Воронежской губ. он состоял из холщовой ру­бахи, вышитой черной шерстью, шерстяной поневы, вышитой крас­ным или оранжевым гарусом; широ­кого пояса (кушака) и передника. Головной убор состоял из сороки и прикрывавшего волосы сзади поза-тыльника, сверкавшими золотой пар­чой, блестками и стеклярусом. Сверху покрывались красным сит­цевым платком с набивным узором, отделанным бахромой из разноцвет­ного гаруса (рис. цвет.). Насколько данный костюм отличается от дру­гих праздничных одежд этих мест, к сожалению, сведений не имеется. Можно только сказать, что одежда женщин на этих праздниках была традиционной и нарядной.

 

догнать их и ударить кнутом. Мно­гие авторы цитировали примечатель­ный текст, раскрывающий продуци­рующий   характер    обряда:   «Бабы спрашивали:  «Русалоцки,  как лен?» Ряженые   русалоцками   показывали длину кнута,  на что женщины вы-     I крикивали: «Ох, умильные русалоц-     I ки,   какой   хороший!»     (Максимов, 1903, 460). Русалки в представлениях крестьян были нагими или в белых одеждах (без пояса), с распущенны­ми   волосами   (Даль,   1880,   343) \ а иногда прикрытые зеленью или в рваных   сарафанах   (Зеленин,   191(3, 163).   Белые  сорочки,  намитки для русалок упоминаются в украинских и белорусских песнях.  В одной из них говорится:

Русалка   сядела,

Рубахи правила:                                                                 \

чДеуки, жаладухи, Дайт.ч мне рубахи: Хуть худым худеньку,