{::Введение ::}

Одежда в весенне-летних обычаях и обрядах

бабы» снимали с себя рубахи и до утренней зари копали коренья (Мак­симов, 1903, 40). Плетение купаль­ских венков особенно характерно для белорусов и украинцев.  В вен


ках должна была быть обязательно полынь. Девушки- подпоясывались полынью, носили ее весь день под мышками в предохранение от руса­лок и ведьм (Чубинский, 1872, 195) Цветы  и  травы,   собранные   в   ночь под Ивана Купалу; как считалось обладали особыми, лечебными и ох­ранительными свойствами. Маги­ческая сила в глазах населения уве­личивалась, если их освящали в церкви.

Травы и цветы из купальских венков считались целебными как У восточных, так и у южных сла­вян   (Дражева,   1973,  114 115).

У Русско-украинского населения .Киргизии девушки шили и выши­вали купальскую сорочку, которую надевали раз в год, когда шли в-цер­ковь накануне Ивана Купалы Ве­чером сорочку сжигали или прятали До следующего года (Шерстюк, 1982,

Отражение в  одежде весенне-лет­них  праздников  возрастной диффе­ренциации, ярко выраженное у юж­ных славян (болгарские и сербские лазарки,     хорватские     кралице — Михайлова     1973,    71-72;   Колева, 1»м,   04—оо),   у  восточных  славян |    выражено   слабо.   Т.   А.   Бернштам склонна считать поморские весенне-летние     девичьи     праздники — ме­талла,  игрища,   на  которые  собира­лись девушки-невесты, одетые в са­мые богатые наряды (шелковые са­рафаны,    парчовые    и    жемчужные перевязки   и   пр.),   пережитком  ка­кого-то   весенне-летнего   обрядового цикла,    связанного     с    возрастной группой  девушек-невест  и молодок {Бернштам,   1977,   55-56).    Более отражает переход девушек в группу невест надевание поневы  (в  южно­русских губерниях) в год достиже­ния девушкой половой зрелости; на­девание     обычно      приурочивалось к пасхе или троице.

Брачная тема имела большое зна­чение в весенней обрядности. Устраи­вались весенние выставки — смот­рины невест и женихов в самых луч­ших нарядах, даже вместе с приданым (Лебедева А., 1978, 205-206). После пасхи наступало время играть свадьбы.

Одежда в летне-осенний период уборки урожая

Сенокос — пора трудной работы. Надо было мобилизовать силы всей семьи. Обычно стояла теплая погода, работа считалась чистой, и одежда для нее изготовлялась легкая (из холста или ситца), нарядная. Празд­ничность настроения создавалась тем, что иногда косили всей деревней (меснину); на дальних покосах устраивались ночевки, и молодежь в свободное время веселилась в лу­гах.

Специально предназначенной для покоса женской одеждой была ру­баха — покосница, сенокосница, ко­торую надевали без сарафана, с пояс­ком (Ярославская, Новгородская, Олонецкая и другие губернии).