{::Введение ::}
Одежда в
весенне-летних обычаях и обрядах
бабы»
снимали с себя рубахи и до утренней зари копали коренья (Максимов, 1903,
40). Плетение купальских венков особенно характерно для белорусов и
украинцев. В вен
ках должна была быть обязательно полынь. Девушки-
подпоясывались полынью, носили ее весь день под мышками в предохранение от русалок
и ведьм (Чубинский, 1872, 195) Цветы и травы,
собранные в ночь под Ивана Купалу; как считалось
обладали особыми, лечебными и охранительными свойствами. Магическая сила в
глазах населения увеличивалась, если их освящали в церкви.
Травы
и цветы из купальских венков считались целебными как У восточных, так и у южных
славян (Дражева, 1973, 114 115).
У Русско-украинского населения .Киргизии девушки шили и вышивали
купальскую сорочку, которую надевали раз в год, когда шли в-церковь накануне
Ивана Купалы Вечером сорочку сжигали или прятали До следующего года (Шерстюк,
1982,
Отражение
в одежде весенне-летних праздников возрастной дифференциации,
ярко выраженное у южных славян (болгарские и сербские
лазарки, хорватские кралице — Михайлова
1973, 71-72; Колева, 1»м,
04—оо), у восточных славян |
выражено слабо. Т. А. Бернштам
склонна считать поморские весенне-летние
девичьи праздники — металла, игрища,
на которые собирались девушки-невесты, одетые в самые богатые
наряды (шелковые сарафаны, парчовые
и жемчужные перевязки и
пр.), пережитком какого-то
весенне-летнего обрядового цикла,
связанного с возрастной группой
девушек-невест и молодок {Бернштам, 1977,
55-56). Более отражает переход девушек в группу невест
надевание поневы (в южнорусских губерниях) в год достижения
девушкой половой зрелости; надевание
обычно приурочивалось к пасхе или троице.
Брачная тема имела большое значение в весенней обрядности.
Устраивались весенние выставки — смотрины невест и женихов в самых лучших
нарядах, даже вместе с приданым (Лебедева А., 1978, 205-206). После
пасхи наступало время играть свадьбы.
Одежда
в летне-осенний период уборки урожая
Сенокос — пора трудной работы. Надо было мобилизовать силы
всей семьи. Обычно стояла теплая погода, работа считалась чистой, и одежда для
нее изготовлялась легкая (из холста или ситца), нарядная. Праздничность
настроения создавалась тем, что иногда косили всей деревней (меснину); на
дальних покосах устраивались ночевки, и молодежь в свободное время веселилась в
лугах.
Специально предназначенной для покоса женской одеждой
была рубаха — покосница, сенокосница, которую надевали без сарафана, с пояском
(Ярославская, Новгородская, Олонецкая и другие губернии).
|