{::Введение ::}
Одежда в обычаях и обрядах, связанных с сельским хозяйством
Как уже отмечалось, рядились на святки в смерть, покойника,
умру-на. Мужчину наряжали как умершего, в белую холщовую рубашку, онучи, новые
лапти с веревками (но перевязанные, как у живого), одевали личину — маску из
дерева или бересты. С воем и плачем несли «по-лой». Для этого изготовляли страшные
маски — «харюши с рогам, бородам» (Костромская губ.), «чертовы рожи»
(Енисейская губ.) и др. Надевали длинные белые рубахи с долгими рукавами или
лохмотья, либо вывернутую меховую шубу (у украинцев — гуню) (рис. 27).
Шишигу
представляли в «бабьем» сарафане, но без кики, с распущенными волосами (Максимов,
1903, 64). По другому варианту кикимору изображал
парень, одетый по-старушечьи,
в лохмотья, с горшком на голове вместо
кокошника, который разбивали (Пр-ский,
1864, 510). Игры состояли в том, чтобы выгнать злыдня,
чертей, буку (лешего), кикимору (шишигу) и
защитить себя от всякой нечисти. Ряженые разыгрывали
разные сценки (выводили кудеса) не только в дырявом
старье, но и совсем нагие или слегка прикрытые
вывернутым полушубком, холстом (Пр-ский,
1864, 505—518). «Кудеса» эти вызывали страх у зрителей, как
писали авторы середины— второй половины XIX
в. (Архангельский, 1854,
37; Кривошапкин, 1865, 78), и считались небезопасны
для самих исполнителей, которые затем
смывали свой «грех» купаньем в проруби (в иордани).
Популярными,
персонажами игр были «нищие»,
«калеки», вымазанные сажей,
одетые в лохмотья и тряпки,
видимо, являвшиеся модификацией образов «нечистой силы».
Включались и бытовые сюжеты — рядились
солдатом, мельником, барином, немцем, цыганом,
цыганкой и пр. Последнее было особенно широко распространено у восточнославянских
народов. Девушки одевались в яркие платья и накидывали
на плечи шаль. «Цыганичье» состояло в том, что ряженые ходили по избам,
выпрашивая и утаскивая все, что плохо лежало (Максимов, 1903,
317). Распространенным видом святочного ряженья была игра в «свадьбу» (у
белорусов — «женитьба те-решки»).
Существенным моментом игры было переодевание девушек
в одежду парней, а парней — в женскую одежду. На девушку и парня надевали
венцы из соломы и водили вокруг «аналоя» — корзины или ступы (Псковская губ.; Копаневич,
1856, 14—15). Игра носила ярко выраженный эротический характер (Архангельский,
1854, 36; Пр-ский, 1864, 509).
Цикл
масленичных обрядов и обычаев представлял
сложный комплекс, в котором переплелись разнообразные
представления. Отмечу здесь только
брачную и аграрную темы, с которыми связана одежда.
Девушки и молодые женщины одевались празднично и при катанье демонстрировали
свои наряды: подвертывали сзади
шубу, чтоб показать дорогой мех, и не надевали перчаток,
чтоб показать, сколько у них колец. Особенно наряжались молодожены (обычно в
те платья, в которых венчались). В Калужской губ., например, одевались в
сороку (золотошвейной работы), повязанную алым шелковым платком, а сверху
шалью, в суконный зипун, украшенный нашивками из полосок красного сукна и
медных (ясных) пуговиц (Шереметева, 1936, 105). Молодые выстраивались
вдоль деревни столбами (главным образом в северных губерниях) и всенародно
демонстрировали свою любовь (по
желанию зрителей — целовались); простояв один-два
часа, ехали кататься (Максимов, 1903, 360, 361). В дни масленицы молодожены
приходили в гости к теще и тестю. Обычаи, связанные с семейной
темой, отличались особой наряд-
|