{::Введение ::}

Одежда в обычаях и обрядах, связанных с сельским хозяйством

 



ностью и, по возможности, богатством.

Масленичные  игры  как   бы  про­должали святочные. Из анималисти­ческих образов была популярна ко­за.   Белорусы делали козлиную го­лову из дерева,  с щелкающими че­люстями и   вращающимся   красным языком (Романов, 1912,  107). Ряди­лись  медведем  и  вожаком,   водили кобылку и т. д. Как и на   святках, изгоняли «нечистую силу»; ряженые в шкуры, вывороченные шубы, с вы­мазанными   сажей   лицами,   в   соло­менных  шапках,   с  кочергой  и   по-и, ну). «Нищие», «старухи», «ста­рики» - обычные   образы  ряженья. Характерно     также     переодевание в одежду другого пола: девушки на­ряжались   стариками,   привязывали бороду изо льна, парни — старуха­ми или молодайками, надевали рас­шитые   рубашки,   шерстяные   сара­фаны,  ^бусы.   Старуха   наряжалась молодой в «красный» (красивый) на­ряд, делала   себе брюхо и плясала с парнем (Шереметева,  1936,  110— 111).- Прибаутки,   которыми ' сопро­вождалась пляска «молодых» — «де­да и бабы»,   были эротического   со­держания и этим забавляли зрите­лей. Ф. ф. Болонев уже в наши дни наолюдал  масленичные  игры  у  се меиских  (ряжение женщин в мужскую одежду) и остатки фалличе­ского культа (Болонев, 1978, 121), что по древним представлениям, должно было стимулировать плодо­родие скота и земли. В масленичных играх имитировали похороны Мас­леницы: накрыв белым полотном че­ловека, несли хоронить, впереди шли «попы» — парни, наряженные в зи­пуны, набитые соломой, в «ризах» из рогожи. Но чаще «хоронили» не живого человека, а чучело, одетое в платье. Так же, как и на святки, персонажи облекались в вывернутые полушубки, рваную одежду или были совсем нагими (Городцов, 1916, 22— 27).

Сходство масленичного ряжения с ряжением в другие календарные периоды,   а  также  со  свадебным и похоронным ряжением очень велико. Символика ряжения сложна и разно­образна. Основные его функции свя­заны с продуцирующей и анотропей-ной магией, на что, в частности, указывает и одежда ряженых, изго­товлявшаяся из меха, шкур, расти­тельных материалов (соломы, рого­жи, дерева, луба, бересты, пакли и пр.), а также обнажение — отсут­ствие одежды.

123[4]