{::Введение ::}
Одежда в обычаях и обрядах, связанных с сельским хозяйством
ностью и, по возможности, богатством.
Масленичные
игры как бы продолжали святочные. Из анималистических
образов была популярна коза. Белорусы делали козлиную голову из
дерева, с щелкающими челюстями и вращающимся
красным языком (Романов, 1912, 107). Рядились
медведем и вожаком, водили кобылку и т. д. Как и
на святках, изгоняли «нечистую силу»; ряженые в шкуры, вывороченные
шубы, с вымазанными сажей лицами,
в соломенных шапках, с кочергой
и по-и, ну). «Нищие», «старухи», «старики» -
обычные образы ряженья. Характерно
также переодевание в одежду другого пола: девушки наряжались
стариками, привязывали бороду изо льна, парни — старухами или
молодайками, надевали расшитые рубашки,
шерстяные сарафаны, ^бусы. Старуха
наряжалась молодой в «красный» (красивый) наряд, делала себе брюхо
и плясала с парнем (Шереметева, 1936, 110— 111).-
Прибаутки, которыми ' сопровождалась пляска «молодых» — «деда и
бабы», были эротического содержания и этим забавляли
зрителей. Ф. ф. Болонев уже в наши дни наолюдал масленичные
игры у се меиских (ряжение женщин в мужскую одежду) и остатки
фаллического культа (Болонев, 1978, 121), что по древним
представлениям, должно было стимулировать плодородие скота и земли. В
масленичных играх имитировали похороны Масленицы: накрыв белым полотном человека,
несли хоронить, впереди шли «попы» — парни, наряженные в зипуны, набитые
соломой, в «ризах» из рогожи. Но чаще «хоронили» не живого человека, а чучело,
одетое в платье. Так же, как и на святки, персонажи облекались в вывернутые
полушубки, рваную одежду или были совсем нагими (Городцов, 1916, 22—
27).
Сходство масленичного ряжения с ряжением в другие
календарные периоды, а также со свадебным и
похоронным ряжением очень велико. Символика ряжения сложна и разнообразна.
Основные его функции связаны с продуцирующей и анотропей-ной магией, на что, в
частности, указывает и одежда ряженых, изготовлявшаяся из меха, шкур, растительных
материалов (соломы, рогожи, дерева, луба, бересты, пакли и пр.), а также
обнажение — отсутствие одежды.
|