{::Введение ::}
Одежда в обычаях и обрядах, связанных с сельским хозяйством
Одежды (а иногда и на -полное ее
отсутствие, что тоже не менее существенно)
в аграрных обрядах.
- Одежда в
зимних календарных обрядах и обычаях
Рождественские
посиделки (игрища) — собрания молодежи — носили
праздничный характер. Девушки и парни приходили из
разных деревень, разодетые в лучшие
платья, иногда приносили их с собой в узелках и
несколько раз переодевались. У
русских в Забайкалье на святках проводилась восемь
праздничных игрищ, и к каждому из них меняли сарафан и
атлас (платок). Девушки, не
имевшие большого числа сарафанов и шуб,
занимали их у более богатых людей, а потом за это
отрабатывали хозяевам, дававшим одежду на время святочных игрищ (Болонев,
1978, 52).
На крещение в 50—60-х
годах XIX в. устраивались смотрины (Вологодская, Казанская и
другие губернии). Нарумяненные и наряженные девушки выстраивались рядами, а
парни, разглядывая их, выбирали себе невест. В Кадниковском у. Вологодской
губ. на крещение девушки из окрестных деревень съезжались в с.
Никольское. Наряд каждой состоял из нескольких рубашек. Нижняя была с
двумя красными полосами, на нее "надевали еще четыре или пять
разукрашенных рубах, затем — сарафан и три или четыре передника, вышитых как
рубашки. Сверху надевалась овчинная шубка, опушенная мехом. После иордани
(водосвятия) девушки выстраивались возле церковной ограды, а одна из женщин
(выбранная несколькими женихами) раздвигала им полы шубок, показывала передники,
рубашки (до нижней с красными полосами), а женихи судили об умении невесты
ткать, шить, вышивать (Пр-ский, 1864, 519—522), а также, вероятно, об ее
материальном обеспечении.
Особый
смысл придавали девушки обычаю одевать в
первый день нового года все новое и в продолжение дня несколько раз
переодеваться, чтобы у них всегда были
обновы (Псковская губ.; Кошневич, 1896, 36).
;а|На святки было
принято выбирать и обряжать девушку, олицетворявшую Коляду (рус), Щодру
(бел.). В святочном фольклоре Коляда персонифицируется. В первой половине XIX в. ее представляла девушка в белой рубахе (поверх
одежды); ее возили на санях и пели: «Уродилась Коляда накануне рождества»
(Московская губ.; Снегирев, 1837, 29).
Щодру белорусы наряжали под новый
год. Для этой роли выбирали красивую полную девушку, подруги одевали на нее
лучший наряд, а на голову возлагали венок из бумажных цветов, навязывая на него
много лент, так чтобы девушка покрылась ими до пояса: «Трэба, щоб щодра
косматая була». Это было символом богатого нового года. Девушки со Щодрою
во главе обходили хаты пели щедровки (Романов,
1912, 112).
У украинцев рядились
Маланкой или ПКдровкой (так как обряд совпадал с новогодним щедрованием).
Маланку изображал парень, переодетый в женское платье, в сопровождении других персонажей (Д1да,
|