{::Введение ::}

Одежда в обычаях и обрядах, связанных с сельским хозяйством

Одежды (а иногда и на -полное ее от­сутствие, что тоже не менее суще­ственно) в аграрных обрядах.

-   Одежда в зимних календарных обрядах и обычаях

Рождественские    посиделки     (игри­ща) — собрания молодежи — носили праздничный характер.  Девушки и парни приходили  из  разных  дере­вень,   разодетые  в  лучшие  платья, иногда приносили их с собой в узел­ках   и   несколько    раз   переодева­лись.  У   русских в  Забайкалье  на святках проводилась восемь   празд­ничных игрищ, и к каждому из них меняли  сарафан  и   атлас   (платок). Девушки,    не    имевшие    большого числа  сарафанов  и шуб,  занимали их у более богатых людей,  а потом за  это  отрабатывали хозяевам,  да­вавшим одежду на время святочных игрищ (Болонев,  1978,  52).

На крещение в 50—60-х годах XIX в. устраивались смотрины (Во­логодская, Казанская и другие гу­бернии). Нарумяненные и наряжен­ные девушки выстраивались рядами, а парни, разглядывая их, выбирали себе невест. В Кадниковском у. Во­логодской губ. на крещение девуш­ки из окрестных деревень съезжа­лись в с.  Никольское.  Наряд каждой состоял из нескольких рубашек. Нижняя была с двумя красными полосами, на нее "надевали еще че­тыре или пять разукрашенных ру­бах, затем — сарафан и три или че­тыре передника, вышитых как ру­башки. Сверху надевалась овчинная шубка, опушенная мехом. После иордани (водосвятия) девушки вы­страивались возле церковной огра­ды, а одна из женщин (выбранная несколькими женихами) раздвигала им полы шубок, показывала перед­ники, рубашки (до нижней с крас­ными полосами), а женихи судили об умении невесты ткать, шить, вышивать (Пр-ский, 1864, 519—522), а также, вероятно, об ее материаль­ном  обеспечении.

Особый смысл придавали девушки обычаю одевать в первый день ново­го года все новое и в продолжение дня несколько раз переодеваться, чтобы у них всегда были обновы (Псковская губ.; Кошневич, 1896, 36).

;а|На святки было принято выбирать и обряжать девушку, олицетворяв­шую Коляду (рус), Щодру (бел.). В святочном фольклоре Коляда пер­сонифицируется. В первой половине XIX в. ее представляла девушка в белой рубахе (поверх одежды); ее возили на санях и пели: «Уроди­лась Коляда накануне рождества» (Московская губ.; Снегирев, 1837, 29).

Щодру белорусы наряжали под новый год. Для этой роли выбирали красивую полную девушку, подруги одевали на нее лучший наряд, а на голову возлагали венок из бумажных цветов, навязывая на него много лент, так чтобы девушка покрылась ими до пояса: «Трэба, щоб щодра косматая була». Это было символом богатого нового года. Девушки со Щодрою  во   главе   обходили  хаты пели    щедровки     (Романов,      1912, 112).

У украинцев рядились Маланкой или ПКдровкой (так как обряд сов­падал с новогодним щедрованием). Маланку изображал парень, пере­одетый в женское платье, в сопро­вождении других персонажей (Д1да,

[1]234