{::Введение ::}
Одежда в обычаях и обрядах, связанных с сельским хозяйством
козы,
кобылки, медведя-человека, окутанного с ног до головы гороховой соломой), он обходил хаты, где разыгрывались
различные драматические сценки. Хозяева просили Маланку присесть, «щаб усе
добро садилось» (Яцемирский, 1914, 64).
Ряженье было основным
развлечением молодежи. Святочные игрища — одна из самых веселых форм
проведения праздников в селениях. Но вместе с тем многие.исследователи пишут и
о том, что со второго дня рождества до крещенского сочельника вечера
назывались «страшными», когда, как считалось, наступал разгул «нечистой
силы».
Ряженье на Руси
засвидетельствовано документами X—XI вв. и позднее; церковь пыталась бороться с ним, но
оно продолжало бытовать в деревне в измененной
форме, дожив до наших дней.
Ряженых называли окрутники,
нарядчики, шуликоны, халявы, кудесники. Ряжение на святках (как и на
масленицу) можно подразделить тематически: 1) животными; 2) покойниками; 3)
«нечистой силой»; 4) персонажами бытового характера. Основные зооморфные образы восточнославянского ряженья — конь
(кобылка), бык, медведь, коза, журавль, гусь, курица. Вывернутый полушубок
(тулуп, кожух) — универсальный способ ряженья во всех играх. Изображая курицу,
козу, надевали полушубок, на ноги — другой (в рукава продевали ноги),
скрепляли у пояса веревкой. К шапке парня,
койника»,
к нему насильно тащили девушек, чтобы они
целовали его в лицо (Завойко, 1917, 24). По другому
варианту «покойника» сопровождал мужчина,
ряженый попом, в ризе из рогожи, в камилавке из сахарной бумаги, с
кадилом из лаптя или глиняного горшка. За ним шел дьякон с
косицей, в кафтане, затем — плакальщицы в темных сарафанах
и платочках, а далее — толпа «родственников».
«Отпевание» состояло из самой отборной брани, после чего
девушек заставляли целовать «покойника».
изображавшего
козу, прикрепляли рога, сплетенные из лозы или соломы. Применялась
и ткань — холст, дерюга, например, для ряженья конем (его играли два—четыре
парня), козой. «Одеяние» козы (или козла) иногда
составляла холщовая распашная рубаха, накинутая на
голову (Бессонов, 1871, 97). У белорусов, для которых, как и для
украинцев, характерной чертой святочного ряженья было хождение с козой,
один из ряженых в вывернутом кожухе изображал
горбатого деда с палкой, вместе с
молодичкой (парнем, наряженным в
женское платье — в андарак, шнуровку) в сопровождении
толпы он водил козу по хатам. У украинцев
козу прикрывали картатаю — клетчатой девичьей
плахтою, на шею повязывали
на-миста и строчки, а между деревянными рогами укрепляли колокольчики.
Сопровождавший козу поча-туха (запевало) с длинной бородой
из пакли подгонял ее соломенной пугой —
плетью (Курочкт, 1978, 8). Слова белорусской песни вскрывают
аграрно-продуцирующие значение ряженья животными:
Дзе коза ходиць, Там жито родзицъ, Дзе коза
хвостом, Там жито кустом, Дзе коза ногою, Там жито копою, Дзе
коза рогом, Там жито стогом. . . (Карский,
1916, 131)
|