{::Введение ::}

Введение

Одежда, кроме своего основного на­значения — предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет, как известно, множество других раз­нообразных функций. Она носит ярко выраженный знаковый характер, яв­ляясь отметкой половозрастной, со­циальной, этнической, профессио­нальной и другой принадлежности человека. В данной работе рассматри­вается одежда в тех народных обы­чаях, где обрядовая функция ее была значительной. В одежде обычно сочетаются несколько функций при преобладании одних и ослаблении других (Богатырев., 1971, 308). На­родная одежда связана с различными областями духовной жизни народа, включая эстетические и религиозно-магические  представления. Подразделение культуры на ма­териальную и духовную проводится в этнографии условно, так как мно­гие продукты человеческого труда являются одновременно результатом как духовного, так и физического ' труда (Бромлей, 1973, 50). Здесь рассматривается одежда не только, вернее не столько, как часть мате­риальной культуры, а как явление, тесно связанное с духовной жизнью народа, с его обычаями и обрядами. Обычаем именуется «. . .всякий установленный, традиционный или более или менее принятый порядок совершения каких-либо обществен­ных действий, традиционные пра­вила поведения» (Календарные обычаи, 1973, 5). С, А.-Токарев рас­сматривает обряд как разновидность обычая, «цель и смысл которого — выражение (по большей части еимволическое) какой-то идеи, чувства, действия, либо замена непосред­ственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воз­действием» (Токарев, 1980, 28). По­нятие «обряд» нередко совпадает с по­нятием «обычай», но последний жире понятия «обряд». Например, в обы­чае было принято заготовлять де­вушке приданое, в частности одежду, по возможности на всю жизнь. А пе­ремена девичьей прически и голов­ного убора на прическу и головной убор замужней женщины была как обычаем,   так  и  обрядом,   имевшимопределенную символику. Цель данной работы — выяснить, что представляет собой обрядовая одежда, каковы ее функции как од­ного из компонентов обрядов и -обы­чаев у русского, украинского и бело­русского сельского населения. Ос­новной изучаемый период — XIX начало - XX в. В заключительнойчасти работы сделана попытка на­метить тенденции в использовании материальных компонентов одежды и -атрибутов — в современной  обрядности. Обобщающая работа по этой теме послужит одним из источников при разработке этнографических атла­сов. Проблема ареальных исследо­ваний,, актуальная для исследование не только материаль­ной культуры, но и социальных и бытовых институтов. В настоящее время ведется подготовка к карто­графированию семейной обрядности (в частности, свадебной) с примене­нием комплексной фиксации мате­риала  (Чистов,   1978,  3—5). Объект настоящего исследования — костюм в широком смысле этого слова, т. е. комплекс, в который, кроме собственно одежды, входит головной убор, обувь и украшения, а также прическа (связанная с го­ловным убором), дополнения к ко­стюму — его аксессуары. В иссле­довании затрагиваются разнообраз­ные атрибуты и реквизит обрядов, в частности предметы из текстиля, которые, имея специальное назна­чение, в некоторых случаях выпол­няли и функции одежды. Полотенце, например, использовалось как пояс, головной убор, как знак свадебных чинов; скатерть, полог, простыня, холст в разное время служили «одеж­дой» — при ряжении на святках, при вождении русалки, в погребальных обрядах и т. д. Они так же, как и одежда, могли быть подарками в разных случаях жизни, особенно в семейных обычаях и обрядности.

В задачи исследования входит, как можно полнее осветить симво­лику одежды и предметов, тесно с нею связанных. Другие материальные компоненты обрядов в работе только упоминаются; их следует изучать специально. В частности, обрядовая пища нуждается в особом исследо­вании.

Обряды и обычаи восточнославян­ской деревни XIX—начала XX в. разнообразны и сложны. Обряды — «определенный значительный пласт культуры народа; в них обнаружи­вается   сильное   переплетение   стадионально различных, неадекватно преломляемых представлений» (Са­бурова, 1974, 4). В течение XIX— начале XX в., как можно думать по имеющимся данным, характер обы­чаев и обрядов, изменялся, забыва­лась магическо-религиозная основа (отчасти была забыта уже и к началу этого периода), которую имели не­которые обряды; все более сливаясь с игрой,

[1]234