{::Введение ::}
Введение
Одежда, кроме своего основного назначения
— предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет, как известно,
множество других разнообразных функций. Она носит ярко выраженный знаковый характер,
являясь отметкой половозрастной, социальной, этнической, профессиональной и
другой принадлежности человека. В данной работе рассматривается одежда в тех
народных обычаях, где обрядовая функция ее была значительной. В одежде обычно
сочетаются несколько функций при преобладании одних и ослаблении других (Богатырев.,
1971, 308). Народная одежда связана с различными областями духовной жизни
народа, включая эстетические и религиозно-магические представления.
Подразделение культуры на материальную и духовную проводится в этнографии
условно, так как многие продукты человеческого труда являются одновременно
результатом как духовного, так и физического ' труда (Бромлей, 1973,
50). Здесь рассматривается одежда не только, вернее не столько, как часть материальной
культуры, а как явление, тесно связанное с духовной жизнью народа, с его
обычаями и обрядами. Обычаем именуется «. . .всякий установленный, традиционный
или более или менее принятый порядок совершения каких-либо общественных
действий, традиционные правила поведения» (Календарные обычаи, 1973, 5). С,
А.-Токарев рассматривает обряд как разновидность обычая, «цель и смысл
которого — выражение (по большей части еимволическое) какой-то идеи, чувства,
действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым
(символическим) воздействием» (Токарев, 1980, 28). Понятие «обряд»
нередко совпадает с понятием «обычай», но последний жире понятия «обряд».
Например, в обычае было принято заготовлять девушке приданое, в частности одежду,
по возможности на всю жизнь. А перемена девичьей прически и головного убора
на прическу и головной убор замужней женщины была как обычаем,
так и обрядом, имевшимопределенную символику. Цель
данной работы — выяснить, что представляет собой обрядовая одежда, каковы ее
функции как одного из компонентов обрядов и -обычаев у русского, украинского
и белорусского сельского населения. Основной изучаемый период — XIX начало - XX в. В заключительнойчасти
работы сделана попытка наметить тенденции в использовании материальных
компонентов одежды и -атрибутов — в современной обрядности. Обобщающая
работа по этой теме послужит одним из источников при разработке этнографических
атласов. Проблема ареальных исследований,, актуальная для исследование не
только материальной культуры, но и социальных и бытовых институтов. В
настоящее время ведется подготовка к картографированию семейной обрядности (в
частности, свадебной) с применением комплексной фиксации материала (Чистов,
1978, 3—5). Объект настоящего исследования — костюм в широком смысле
этого слова, т. е. комплекс, в который, кроме собственно одежды, входит
головной убор, обувь и украшения, а также прическа (связанная с головным
убором), дополнения к костюму — его аксессуары. В исследовании затрагиваются
разнообразные атрибуты и реквизит обрядов, в частности предметы из текстиля,
которые, имея специальное назначение, в некоторых случаях выполняли и функции
одежды. Полотенце, например, использовалось как пояс, головной убор, как знак
свадебных чинов; скатерть, полог, простыня, холст в разное время служили «одеждой»
— при ряжении на святках, при вождении русалки, в погребальных обрядах и т. д.
Они так же, как и одежда, могли быть подарками в разных случаях жизни, особенно
в семейных обычаях и обрядности.
В задачи исследования входит, как
можно полнее осветить символику одежды и предметов, тесно с нею связанных.
Другие материальные компоненты обрядов в работе только упоминаются; их следует
изучать специально. В частности, обрядовая пища нуждается в особом исследовании.
Обряды и обычаи восточнославянской
деревни XIX—начала XX в. разнообразны и сложны. Обряды
— «определенный значительный пласт культуры народа; в них обнаруживается
сильное переплетение стадионально различных,
неадекватно преломляемых представлений» (Сабурова, 1974, 4). В течение XIX— начале XX в., как можно думать по имеющимся данным,
характер обычаев и обрядов, изменялся, забывалась магическо-религиозная
основа (отчасти была забыта уже и к началу этого периода), которую имели некоторые
обряды; все более сливаясь с игрой,
|